Внимание: новый развод с литиевыми аккумуляторными батареями.

13.01.2015

На рынке Украины появились  литий ионные аккумуляторные батареи (АКБ), собранные на  элементах Panasonic.

литиевые аккумуляторы

Вот его фото и основные технические характеристики, скопированные в интернете:

«- Номинальное рабочее напряжение - 36 V  (или 48v)

- Рабочая емкость - 14.5 Ah  (или 11.4Ah, для батарей с номинальным напряжением 48v)

 - Пороговое значение напряжения для отключения заряда – 42 В

 - Отсечка разряда - 25 В.

 - Состоит из  элементов Panasonic NCR18650P-H03VA (3,6В 2,9Ач)»

Прокомментируем это описание.

1.Термина   «номинальное рабочее напряжение 36v»  в электротехнике не  существует. Это смешение двух разных  электротехнических терминов:

 - Номинальное напряжение: это  базисное напряжение из стандартизированного ряда напряжений, в данном случае, применительно к лёгкому электротранспорту. Ряд базисных (номинальных) напряжений для лёгкого электротранспорта: 24v, 36v, 48v, 60v, 72v.

- Рабочее напряжение – это допустимый диапазон напряжений, в котором аккумулятор, или аккумуляторную батарею можно эксплуатировать, Для  аккумуляторной батареи с номинальным напряжением 36v, рабочее напряжение будет находиться в диапазоне 32v-42v.

Например, на многих бытовых электроприборах можно прочитать:

- номинальное напряжение 230v;

- диапазон рабочего напряжения (или допустимого напряжения питания) 190v – 250v.

Теперь вы понимаете, что термин «номинальное рабочее напряжение» – может написать только дилетант,  далёкий от электротехники вообще и от аккумуляторов – в частности.

2.Термин « рабочая ёмкость 14.5Ah», применительно к аккумуляторным батареям  -  не используется. Емкость аккумулятора показывает, сколько времени аккумулятор сможет питать подключенную к нему нагрузку. Поэтому, в характеристиках  указывается эффективная (доступная пользователю) ёмкость аккумулятора, обозначаемая просто: «ёмкость», без каких либо дополнительных слов.

 Если  допустить, что термин «рабочая ёмкость», в описании, характеризует доступную  ёмкость при эксплуатации аккумуляторной батареи,  то продавцы, сами   опровергает эту информацию  в дальнейшем описании: 

«Диапазон рабочего напряжения у литий-ионного аккумулятора 2,5-4,2В.  Это означает, что аккумулятор на 36В отдаст полную заявленную ёмкость только при разряде до 25 вольт.  Большинство контроллеров  для электровелосипедов на 36В имеют защиту от переразряда с отключением при 30В. Это означает, что на них не будет использоваться 5-8% от полной ёмкости аккумулятора»

литий-ионные аккумуляторы

Из последнего предложения в описании следует, что ёмкость 14.5Ah, заявленная, как «рабочая»  – вовсе не доступная для потребителя ёмкость. Это – теоретическая максимальная ёмкость. А  ёмкость, которую можно использовать, по утверждению продавцов,  будет меньше на 5-8%. При этом объясняется, почему невозможно использовать максимальную ёмкость: аккумуляторная батарея отдаст полную ёмкость при разряде до 25v, который не может быть  достигнут на электровелосипедах с номинальным напряжением 36v.

Таким образом, ёмкость 14.5Ah, указанная, как «рабочая», - не может быть использована потребителями, а значит, -   является завышением характеристик и недобросовестной рекламой. Значение 14.5Ah -  вводит в заблуждение покупателей, которые уверены, что могут использовать эту ёмкость для питания  электровелосипеда, потому что предлагаемая аккумуляторная батарея, в виду особенностей своей конструкции и характеристик, предназначена именно для электровелосипедов,  с номинальным напряжением 36v и ни для чего другого.  Ссылка, на то, что ВМС отключает аккумуляторную батарею при 25v и поэтому продавцы позиционируют её, как имеющую ёмкость 14.5Ah – является жалкой попыткой обосновать завышенные характеристики, чтобы придать им видимость достоверности.

Какова цель этой творческой  придумки с «волшебными» свойствами лёгких и мощных аккумуляторов?

 - Позиционируя аккумуляторную батарею, как более мощную, продавец запрашивает за неё более высокую цену, чем её реальная стоимость относительно её настоящей, доступной ёмкости. И самые неопытные покупатели, не разобравшись,  клюют на приманку, - ведь 10360 грн. за АКБ 36v14.5Ah, могут показаться  немного завышенной, но относительно справедливой ценой.

Попытка указать теоретическую  максимальную ёмкость,  в качестве реальной, -  нас беспокоит, потому что  может привести к путанице на рынке:  ведь все остальные продавцы аккумуляторных батарей, чтобы не выглядеть хуже, - тоже могут взять за правило  указывать не номинальную, а некую теоретическую расчётную ёмкость.

литиевые аккумуляторы купить

Для примера: наши литий полимерные аккумуляторные батареи с  ёмкостью 10Ah, которая является доступной пользователю, и указана в описании на сайте, превратятся в АКБ 36v/15Ah. А в примечании будет написано, что эту ёмкость на самом деле использовать нельзя, так как «большинство контроллеров…» - и далее по тексту из описания, которое мы сейчас обсуждаем.  Но мы не станем этого делать. Поэтому, -  так подробно разъясняем все признаки  некомпетентности  и недобросовестной рекламы.

Для подтверждения своих слов, продолжим «разбор полётов»:

 3.Аккумуляторами  называются литий ионные (или другого типа) элементы, из которых состоит любая  аккумуляторная батарея.  Писать: «Диапазон рабочего напряжения у литий-ионного аккумулятора 2,5-4,2В.» - правильно, а   «аккумулятор на 36В» - не верно. Это уже аккумуляторная батарея. В быту, да и в тех.описаниях, термином «аккумулятор», часто подменяют термин «аккумуляторная батарея». Все понимают,  о чём идёт речь. Но когда в первой строчке утверждается, что  «Диапазон рабочего напряжения у литий-ионного аккумулятора 2,5-4,2В», а в следующем предложении указывается «аккумулятор на 36В», - как это понимать?

литиевые аккумуляторы

Использовать в этом случае термин «аккумулятор» для названия  литий ионного  элемента, а немного ниже, - для обозначения  аккумуляторной батареи  - как минимум непрофессионально и запутывает  людей, читающих описание.

 4. Читаем описание  дальше:

«Большинство контроллеров  для электровелосипедов на 36В имеют защиту от переразряда с отключением при 30В.  Это означает, что на них не будет использоваться 5-8% от полной ёмкости аккумулятора».

На самом деле, правильные  контроллеры для электровелосипедов с номинальным напряжением 36v,  имеют напряжение отсечки аккумуляторной батареи не 30v, а 32v!  Отсечка напряжения сделана для того, чтобы не разрядить аккумуляторную батарею  ниже допустимого предела, после которого в ней начинаются необратимые изменения.

Почему именно 32v?

Всё очень просто: электровелосипеды комплектуются не только литиевыми, но чаще - свинцово-кислотными АКБ. Порог допустимого уровня разряда у 12-и вольтового свинцово-кислотного аккумулятора: 10.5v.  Если свинцово-кислотный аккумулятор разряжать ниже 10.5v, то в нём начинается сульфатация  и   ёмкость аккумулятора уменьшается.  Таким образом, для свинцово-кислотной аккумуляторной батареи с номинальным напряжением  36v, состоящей из 3 аккумуляторов с номинальным напряжением 12v, напряжение при разряде не должно опускаться ниже 31.5v.  Но 31.5v – это уже предел, когда может начаться разрушение аккумулятора. Поэтому контроллеры на заводе программируют именно на 32v, а не на 30v, как указано в описании, которое мы комментируем.

5.В  описании, которое мы обсуждаем, указано, что при отключении аккумуляторной батареи контроллером при напряжении 30v, разница между полной  и используемой  ёмкостью составит всего 5 – 8% .  Давайте посчитаем, так ли это?

Из заявленных характеристик мы знаем, что диапазон рабочего напряжения  обсуждаемой аккумуляторной батареи 25 – 42v, то есть 17v. При разряде от 42 до 25v,  продавец обещает ёмкость 14.5Ah, а при разряде до 30v, ёмкость будет меньше,  якобы,  всего на 5-8%.

Зависимость ёмкости от уменьшения напряжения не совсем линейная, но для грубого подсчёта,  условно,  примем её за линейную. Итак, разница в 17v  между максимальным и минимально допустимым напряжением  дают нам 14.5Ah.  Между 42v и 30v – разница 12v. Чтобы посмотреть, какая разница в процентах между 17 и 12, нужно 100 разделить на 17 и умножить на 12. Получается 70.58%. То есть, -  при отключении аккумуляторной батареи на 30v (хотя, как мы выяснили, контроллер отключает её при 32v), используемая ёмкость батареи уменьшится не на  5 – 8%, как заявлено, -  а на  целых 29.4%! Сразу оговоримся, что эта величина – приблизительная. Точно – можем замерить на своём стенде, но порядок цифр – верный.

аккумуляторы для электротранспорта

 То есть, при теоретической ёмкости 14.5Ah, её реальная ёмкость составит 10.2Ah. А при отключении на 32v, как и будет на самом деле, реальная ёмкость этой литий ионной батареи составит всего-навсего 8.53Ah!

И за эту литий ионную батарею 36v8.5Ah просят 10360 грн! Для справки: литий полимерная акб ТМ «Volta bikes» 36v10Ah, в корпусе «бутылка»,  стоит  всего 5596 грн – то есть практически в 2 раза дешевле!. Многие наши клиенты могут подтвердить, что эксплуатируют литиевые аккумуляторные батареи  «Volta bikes» без малейших проблем,  уже по 5 – 6 лет, - больше чем наши коллеги вообще работают на этом рынке.

6.То же самое,  по поводу завышения ёмкости,  относится  и к аккумуляторной батарее на элементах Panasonic, с заявленными характеристиками  48v/11.6Ah. Её реальная ёмкость, которую можно использовать для питания мотор колёс с номинальным напряжением 48v, по нашим расчётам, составит примерно  6.35Ah. Цена  батареи – тоже 10360 грн..

Мы такие слабые батареи для 48v, вообще не продаём!

покупка литий-ионных аккумуляторов

Скромные эксплуатационные характеристики этой батареи, а  соответственно и мои слова о завышенной ёмкости,  подтверждают сами же продавцы, указывая на сайте, что расстояние пробега электровелосипеда с этой АКБ составит всего-то  25 км. Я думаю, что именно эти цифры примерно соответствуют действительности – то есть, предлагаются откровенно слабые акб,  по завышенной цене, - но зато в красивой обёртке и с «пургой» в  описании.

7. Что касается оригинальности элементов, -  не могу ничего утверждать, по крайней мере, не подержав их в руках, но,  как говорил Остап Бендер:  «при современном развитии печатного дела на Западе…» Это я о разных надписях на аккумуляторах. Нарисовать их можно - какие угодно. Я лично,  много раз видел поддельные литий железофосфатные элементы A-123, на которых присутствовали все надписи с оригинала.

 - Как узнал, что поддельные?

- Купили опытные образцы и проверили. Для специалиста с соответствующим оборудованием, - это несложно.

 Согласитесь, что если  в  описании батареи,   мы  видим массу  несоответствий, ошибок и завышенные характеристики, то это серьёзный  повод сомневаться и в других параметрах, например: а «Panasonic» ли там внутри, или - только надпись с названием этой известной фирмы?

Уважаемые коллеги! Не нужно считать своих клиентов лохами, - хотя бы по той причине, что мы, в ТМ Volta bikes,  не позволим это делать безнаказанно.

литиевые аккумулторы Днепропетровск

Мы – за то, чтобы продажи электровелосипедов и другого лёгкого транспорта увеличивались в Украине, потому что это удобный, экологически чистый и экономичный транспорт.

Мы не боимся конкуренции, но выступаем за то, чтобы вести бизнес честно. Не нужно заниматься недобросовестной рекламой. Увеличить продажи она поможет только на короткое время, пока люди не разберутся, что на самом деле представляет  из себя рекламируемый товар. А репутацию можно испортить навсегда.

Попытки заработать сверхприбыли на аккумуляторах,   за счёт  завышения их  характеристик, некоторыми продавцами предпринимались и раньше. По этому поводу нами был написан ряд статей:

-  «Соответствие емкости тяговых свинцово-кислотных аккумуляторов типа AGM к их весу.»

- «Почему не все свинцово-кислотные батареи можно использовать для электровелосипедов, или о чём не говорят продавцы аккумуляторов» 

- «Почему литий полимерные аккумуляторы выгодней литий железо фосфатных аккумуляторов» 

- «Как проверить, какой литиевый аккумулятор вам продали» и целый ряд других статей в подразделах статей  «секретные технологии» , «советы покупателям электровелосипедов» , «аккумуляторы для электровелосипеда» 

Попытки приукрасить характеристики мотор колёс разоблачались в статьях:

-  «Про «германский тип мотор колёс» 

- «О крутящем моменте и взаимной зависимости тяги и скорости мотор колёса»  и в других статьях.

Читайте, анализируйте характеристики товара, сравнивайте их. Только знания могут уберечь вас от «развода на деньги»!

  Кстати, проверить характеристики любой аккумуляторной батареи - очень просто. Можем предложить  два варианта:

Первый вариант:

Приносите (присылаете) нам свою аккумуляторную батарею. Мы её заряжаем с помощью штатного зарядного устройства, а потом разряжаем на специальном  заводском испытательном  стенде, имеющемся в нашем сервисном центре. В результате, -  видим все основные параметры – и максимальный ток разряда, и  реальную ёмкость аккумуляторной батареи. Для аккумуляторных батарей, описание которых мы рассмотрели  в этой статье – проверка бесплатная!

 

 

Второй вариант:

Покупаете у нас интеллектуальное зарядное устройство   и можете проверять  ёмкость  аккумуляторной батареи себе и своим друзьям, знакомым - сами, хоть каждый день.

Если реальная (доступная для эксплуатации)  ёмкость новой аккумуляторной батареи существенно отличается от заявленной, Вы имеете полное право вернуть её продавцу и получить назад свои деньги!

                                                                                                 Allyur, ТМ Volta bikes

P.S. В ближайшее время мы обязательно купим испытательный стенд  для мотор колёс. Не сомневаемся, что в ходе испытаний мотор колёс, которые принесут нам клиенты от разных поставщиков, некоторых из них ожидает разочарование, которое  может трансформироваться в серьёзные неприятности для недобросовестных продавцов.