Выставка «Велобайк 2015»: пациент скорее мёртв, чем жив…
С 27 февраля по 1 марта, в выставочном центре «Киев Экспо-плаза» (ул. Салютная 2б) прошла традиционная выставка велосипедов, аксессуаров и сопутствующих товаров. К сожалению, в этом году, она была ещё менее представительной, чем в прошлом году. Впрочем, такая тенденция наблюдается уже лет семь. С каждым годом, ряды участников - тают. В этом году, в выставке «Велобайк 2015», приняли участие всего 32 компании. Общее количество посетителей, за все три дня выставки, по свидетельствам непосредственных участников, можно оценить примерно в 4-5 тысяч человек (на вело-день в Киеве, собирается больше велосипедистов!).
Впервые, существенное уменьшение количества участников, произошло в 2009 году, - как следствие кризиса, начавшегося в 2008 году. Несмотря на некоторое общее оживление бизнеса в 2010 – 2012 году, выставки в докризисных масштабах, уже не собирались. Одна из причин – постепенное снижение уровня жизни в Украине. Но на этом фоне, логично было бы ожидать увеличения количества велосипедов и электровелосипедов на дорогах – как более экономичного и к тому же, экологически чистого транспорта.
Однако,этого не происходит. Велосипедисты в Украине, по-прежнему, остаются самой малочисленной категорией участников дорожного движения, хотя определённые усилия, для развития велосипедного движения, предпринимают множество велоклубов и других общественных организаций. Ассоциация велосипедистов Киева, - даже приняла участие в описываемой выставке.
Одной из основных причин слабого развития велосипедного движения в Украине, я считаю, - практически полное отсутствие в стране велодорожек и недостаточное количество велопарковок. Эти вопросы, следует настойчиво задавать местным властям и правительству страны. А растущие, вместе с курсом доллара, цены на импортные велосипеды - дополняют удручающую картину.
Только самостоятельное производство на территории страны, из отечественных комплектующих, может уменьшить зависимость от курса доллара и обеспечить доступные цены на велосипеды, и на любой другой товар. Для развития производства нужно создавать условия: благоприятный микроклимат для инвестиций, стабильное налоговое законодательство. Но производство в Украине, - движется в обратном направлении, - оно падает, на протяжении 25 лет. К слову, в выставке «Велобайк 2015» участвовал только один отечественный производитель – компания из Харькова, представившая линейку велосипедов под торговой маркой «Спутник».
«Спутники», показанные на выставке – сделаны достаточно хорошо и качественно окрашены. Жаль только, что технический уровень велосипедов, - остался на уровне 70-х годов прошлого века. И если в качестве транспортного средства, для непритязательных клиентов, - их ещё можно рассматривать, то люди, считающие себя серьёзными велосипедистами, проходили мимо этого стенда, не останавливаясь.
Зато, много посетителей было на стендах известных брендов, например - «Scott». Тут с качеством, дизайном и инновациями – всё нормально, но тоже есть маленькая проблемка: ценник на электровелосипеде «Scott», указывал сумму - более чем 130 тысяч гривен (примерно 4300 долларов). Как велосипед – «Scott», безусловно, великолепен. С точки зрения технической начинки, - электропривод имеет довольно скромные, но стандартные по европейским меркам характеристики: электродвигатель мощностью 250 ватт, встроенный в каретку и литиевый аккумулятор мощностью 400 ватт часов – в треугольнике рамы.
Электровелосипед построен по схеме «pedelec» - то есть электропривод подключается автоматически, только после начала вращения педалей и его мощность регулируется усилием, прикладываемым к педалям: чем сильнее вращаете педали, - тем больше помогает электродвигатель. В режиме движения только с помощью мотор колеса, аккумуляторная батарея мощностью 400 ватт часов, обеспечивает поездку на расстояние до 40 км. Впрочем, на электровелосипеде«Scott», такой режим не предусмотрен. Зато, при езде с помощью педалей, расстояние пробега на электроприводе, существенно увеличится.
Большинство участников выставки – завсегдатаи мероприятия. На стендах были представлены велосипеды таких известных марок, как «Trek», «Author», «Ghost», «Spelli» и другие. Из интересных гаджетов, на выставке был показан охранный комплекс для велосипедов «Magnumbike», использующий систему позиционирования GPS и передачу данных GPRS; вело-замкиABUS; солнцезащитные очки BrendaSport и другие аксессуары для активного отдыха.
Интересно, что ровно через две недели, тоже в Киеве, но уже в другом выставочном комплексе – «Международном выставочном центре», на Броварском проспекте 15, пройдет аналогичная выставка «Байк экспо 2015». По опыту прошлых лет, можно предсказать, что её размеры будут идентичны выставке «Велобайк 2015», а состав участников – на 40-60% будет состоять из компаний, которые отметились участием в «Велобайке».
Возникает логичный вопрос: не пора ли объединить две маленькие выставки, каждая из которых занимает от силы 20% одного выставочного павильона – в одну, более представительную выставку? Я понимаю, что выставки проходят в разных помещениях, и организаторы у них - тоже разные. А у разных организаторов – свои амбиции и свои бизнес планы. Тем не менее, от объединения двух выставок в одну, выиграли бы все – и участники, и посетители, и организаторы. Объясню, - почему.
ТМ «Volta bikes» – не участвовала в выставке «Велобайк 2015», и не будет участвовать в выставке «Байк экспо 2015», именно по причине их малой посещаемости. Для участия в выставке, нам нужно гнать из Одессы, где находится компания, - в Киев, где проходят выставки, грузовик с электровелосипедами, электросамокатами, мотор колёсами, электроквадроциклами, электроскутерами и другим транспортом, а также привезти персонал для обслуживания стенда; обеспечить людей гостиницей и командировочными, не говоря уж об аренде выставочных площадей. И так два раза, с интервалом в две – три недели!
Каждую из выставок посетит всего 3 – 5 тыс. потенциальных покупателей. Затраты на участие в каждой из двух маленьких выставок при таких показателях, – просто не окупятся. Если бы выставка была одна, - то, скорей всего, в ней бы участвовали и мы, и ещё некоторые другие компании. Количество участников и количество посетителей у неё было бы – минимум в полтора раза больше, а наши затраты (участников) – остались такими же, как при участии в одной из двух маленьких выставок. Думаем, что таким же образом рассуждают и другие потенциальные участники выставок. Значит, участие в одной большой выставке, было бы выгодным и экспонентам и посетителям.
Что могут выиграть от объединения двух выставок в одну, их организаторы, - можно рассуждать, только зная финансовую составляющую мероприятий. Но, думаю, что и здесь выигрыш может быть.
Вообще, проведение двух выставок с интервалом в 2 – 3 недели, это нонсенс, даже если бы они были большими. Практически, никто в мире так не делает. Если организаторы, никак не могут договориться и объединить две выставки в одну, то пусть хотя бы разнесут их по срокам: одну можно проводить во второй половине января – начале февраля, с прицелом на профессиональную целевую аудиторию: магазины и интернет магазины, оптовиков, дилеров. Вторую выставку - логичнее ориентировать на розничных покупателей и проводить в апреле, - по той простой причине, что сезон катания на велосипедах, в марте ещё не приобретает массовый характер. А в апреле, - гораздо большее количество розничных покупателей посетит выставку, - чтобы сравнить модели и цены в одном месте, и тут же сделать покупку.
Возможно, у организаторов обеих веловыставок – какие-то свои резоны, мне непонятные. А возможно, одна из двух выставок не наберёт минимального количества участников, как «Мото байк», в прошлом году и тогда одна, более представительная вело-выставка возникнет на обломках двух маленьких, - самым естественным образом.
P.S. В случае дальнейшего подорожания бензина, дизтоплива и газа, - на выставке «Велобайк -2015», уже была показана альтернатива «маршруткам». Представьте, подъезжает водитель на таком самокате (на фото слева) к остановке общественного транспорта, а дальше – все пассажиры, по мере сил, участвуют в движении. Без сомнения, наши власти не преминут назвать проект «социальным» и направленным на заботу о людях.
Allyur, ТМ Volta bikes
Фото автора