Международная велогонка Grand Prix, 1-2 августа 2015 г.в Одессе. Взгляд изнутри соревнований

14.08.2015

Информация о проведении в Одессе международной велогонки Grand Prix появилась месяца за полтора до её проведения, сразу вызвав изрядный интерес в местных велокругах. Планировалось участие 15 команд, в т.ч. из США, Израиля, Румынии и др. европейских стран, а также 6 украинских команд. В городе стали асфальтировать «черные дыры» в асфальте улиц, по которым должна была пройти велогонка, а вело-общественность начала созывать потенциальных волонтёров, которым были обещаны памятные футболки и еда с питьём во время гонки.

Поскольку, по вошедшему в народную лексику крылатому выражению героев фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «дело это новое, неосвоенное», его продвижение началось с многократных призывов в группе «Критическая масса» «Вконтакте» присоединяться к волонтёрскому движению. Желающие разбивались на бригады по 8-12 человек, каждой из которых назначался координатор, в основном из маршалов «Критической массы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мне, опытному (с велостажем в 40 лет) велосипедисту и участнику всех «Критических масс», тоже неоднократно предлагали стать координатором одной из групп, однако, поскольку я привык отвечать или за себя, или за проверенных людей, то становиться ответственным за поведение тех, кого видишь чуть ли не впервые, совершенно не хотелось. Предложенное мною знание иностранных языков для общения с иностранными гостями не понадобилось, и в итоге меня в свою бригаду пригласил один из маршалов «Критической массы» Роман Горячун, фотография которого с ведром и удочкой на видавшем многие виды велосипеде «Украина» была опубликована в моей статье (Одесский велопробег "Критическая масса"-3).

Координаторов групп организаторы постоянно дергали на какие-то встречи, и по мере приближения 1-го дня гонки -1 августа нервозность и пустая потеря времени возрастали. На первую встречу нашей группы я не смог попасть, а 2-я, она же последняя, встреча прошла у Дюка вечером 31 июля. Кроме меня, на неё прибыло 12 человек, половина из которых – подростки-школьники старших и даже средних классов. Из более-менее «суръёзных» людей, вышедших уже из студенческого возраста (некоторые, – достаточно давно), было еще пара ребят и пара девочек. Некоторые согласились волонтёрствовать только 1-го августа, некоторые – только 2-го, но больше половины – оба дня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наша бригада должна была присматривать за участком трассы в районе автовокзала. Преимуществом этого места было то, что сам маршал жил рядом. Это позволило оставлять велосипеды у него дома, ибо более 30 маршрутов городского транспорта были или остановлены, или перенаправлены на эти 2 дня. В итоге велосипед оказался единственным надежным и быстрым средством передвижения.

1-го августа наша волонтёрская загрузка была невелика: встретились в 12.00 на углу Косвенной и Разумовской, получили свистки (увы, свистевшие очень тихо для шумного города), красные флажки и белые футболки с нанесённым чёрным цветом рисунком-логотипом гонки (было бы неплохо, чтобы их расцветка была гораздо более яркой). Переодевшись прямо на улице и оставив велосипед у бригадира дома (в этот день на велосипеде приехал только я), я отправился на свой пост к автовокзалу вместе с приданной мне девушкой-напарницей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заняв позиции с обеих сторон пешеходного перехода, стали ждать, наблюдая за постепенным ослаблением потока транспорта. Себе я выбрал гораздо более хлопотную сторону улицы Разумовской, обращенную к автовокзалу. С каждой стороны пешеходного перехода нас поддерживали то ли ещё милиционеры, то ли уже полицейские.

Одесситы и гости города, оказались совершенно не в курсе дела и искренне удивлялись полному отсутствию троллейбусов и прерывающемуся потоку маршруток, но реагировали в целом спокойно и с пониманием, хотя некоторые и ворчали по поводу чинимых неудобств, а некоторые, узнав, что транспорт не будет ходить минимум еще полтора часа, а то и 2-3, как планировали городские власти (теоретически до 16.00), всплескивали руками и начинали активно искать альтернативные маршруты или обреченно садились на скамеечку троллейбусной остановки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Так прошло без малого полтора часа. Улица опустела. Непривычно было видеть отсутствие транспорта у автовокзала. Не было слышно шума, не чувствовалась вонь автомобильных выхлопов… И лишь милицейская машина сновала туда-сюда, проверяя, видимо, все ли в порядке. Наконец вдали, со стороны въезда в город послышался рёв сирен, показались машины ГАИ, мотоциклисты СЭМПО, затем - несколько десятков велосипедистов и еще с десяток машин технического сопровождения команд, «Скорой помощи», ГАИ.

Ещё через несколько минут, после прохождения колонны, жизнь стала восстанавливаться: заработали светофоры, помчались машины, воздух наполнился шумом и вонью. Вернувшись на угол Косвенной и Разумовской, мы обсудили план действий на 2-е августа, сдали шефу флажки, свистки и даже футболки (а то кто знает наших волонтёров, – захватят футболки в первый же день, а на 2-й день не придут, ищи-свищи их), я забрал велосипед (о, этот старый одесский двор!) и отправился к Горсаду, где успел посмотреть часть церемонии награждения победителей 1-го дня и пообщаться со знакомыми волонтёрами и велосипедистами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выяснилось, что участников было заявлено 136, в команде могло быть от 4 до 6 участников, и что многие по разным причинам сошли с дистанции. Победителям достались плюшевые дельфинчики – символы гонки, шампанское и поцелуи троих девушек, одна из которых (Оксана Цымбалова) совершенно определённо умеет ездить на велосипеде, ибо является маршалом на всех велопробегах КМ. Остальным участникам тоже наверняка что-то перепало.

2-й день сулил гораздо больше интересного, ибо гонка состояла из 13 кругов, нарезаемых участниками по Дерибасовской, Ришельевской, Большой Арнаутской, Разумовской, с разворотом на мосту у автовокзала, а в обратном направлении – Разумовская, кусочек Старопортофранковской, Малая Арнаутская, Белинского, Большая Арнаутская, Пушкинская, Дерибасовская - и на новый круг.

Интересно то, что ул. Пушкинская покрыта булыжником, а для шоссейных велосипедов такое покрытие оптимальным не является, мягко выражаясь… Даже на горном велосипеде с качественной амортизирующей передней вилкой и широкими 29” колесами езда по булыжнику удовольствием не является, а уж для шоссеров… Время для гонки ограничивалось с 9.30 (прогревочный круг) до 13.30, – церемония награждения и заключительные торжественные речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В 8.50 наша волонтёрская бригада вновь была на уже привычном углу Косвенной и Разумовской, и после размещения велосипедов в старом одесском дворе со множеством лестниц, уровней и поворотов, достойном быть воспетым поэтами и описанным писателями, все отправились на свои посты. Моя предыдущая напарница перегрелась в 1-й день на солнце и вышла из строя, оставшись дома с высокой температурой (официальная версия), поэтому вместе с новой напарницей мы отправились к автовокзалу, где я и занял прежнюю позицию, а напарницу поставил с другой стороны улицы и пешеходного перехода.

Сразу удивило изобилие милиции: возле меня, избрав опорным пунктом троллейбусную остановку, дежурили старшина, лейтенант, капитан и майор, а с другой стороны, непринуждённо беседуя с моей коллегой-барышней, стояли еще 3 офицера. Еще, - минимум пара милиционеров располагалась ближе к автовокзалу, занимая оборону возле перегороженного решётками-заграждениями выезда от автовокзала к мосту через Балковскую. Решётки-заграждения были с раннего утра расставлены по центру улицы и по всей длине маршрута, куда хватало глаз.

Люди активно сновали через пешеходный переход и разрыв в заграждении, постоянно задавали вопросы о том, что происходит, кто именно приехал (вероятно, киевское начальство!), огорчались длительному перекрытию улиц, но агрессии за весь день практически не было, за исключением некоего жителя Киева, который на своей машине не мог покинуть Одессу и препирался с милиционерами, как официальными представителями власти.

Мне же несколько раз приходилось вступать в некоторые дебаты с несколькими брюзжащими гражданами разных возрастов и обоего пола, но недовольство их было в пределах разумного. Тем временем волонтёры, милиционеры и прохожие наслаждались тишиной и свежим воздухом, ибо представить участок ул. Разумовской у автовокзала тихим и со свежим воздухом можно лишь во сне или в 3 часа ночи.

Наконец (около 9.40) вдали послышался рев сирен, и на дорогу вынеслась кавалькада мотоциклистов СЭМПО, несколько технических машин, а потом проехала и кавалькада велосипедистов. За нею ехало с десяток машин техпомощи, судейские бригады, а замыкала колонну «Скорая помощь». Одесситы и гости города, накапливаясь на тротуаре, с интересом наблюдали за происходящим, но дисциплину соблюдали, убежденные аргументом о том, что «вот сейчас они выедут из-под моста, и вы через полторы минуты пройдете спокойно».

Слова о полутора минутах пришлось повторить за день несколько десятков раз, и каждый раз спешащие граждане соглашались, что полторы минуты – это немного, и подождать можно. Велосипедисты наматывали круги, и работать становилось несколько тяжелее: общение с людьми продолжало оставаться дружелюбным, но в велоколонне постепенно образовались разрывы, из-за чего приходилось тратить больше времени на пропуск колонны целиком.

Рассмешил парень, который тащил на плечах здоровенный мешок, набитый сахаром или крупой, а сам приседал под его весом. Неожиданно он, пользуясь большим разрывом в велоколонне, кинулся вместе с мешком в прорыв к

автовокзалу и улизнул от моей напарницы и милиционеров. К счастью, велосипедисты и их сопровождающие в этот момент не выскочили из-за угла, и с нашей стороны раздалось лишь громкое бурчание старшины и моё громкое укоризненное «Ай-яй-яй», произнесённое сквозь всеобщий смех, народ же тем временем потешался вовсю, поскольку картина была-таки весьма юмористической. Через какое-то время этот же парень повторил свой маршрут с другим мешком, но уже в безопасной ситуации.

Еще один пожилой джентльмен начал по диагонали со стороны моста форсировать улицу и очутился возле проёма в ограждении, но тут уж один из милиционеров успел вернуть нарушителя на место до появления колонны. Из других занятных эпизодов можно упомянуть лишь большой картонный ящик, который, благодаря своей парусности, вдруг выполз на самую середину дороги со стороны автовокзала, но был вовремя мною замечен и водворен в безопасное место, пока предупрежденный мною милицейский лейтенант прикрывал тыл. Кроме того, один из лидирующих велосипедистов отбросил прочь пластиковую флягу-бутылку, с содержимым которой предварительно разделался, и она, ясное дело, угодив в бордюр, выкатилась на середину трассы. Пришлось сделать ещё один рейд рысью на середину дороги и обратно, поскольку ситуация позволяла.

Колонна велосипедистов между тем достаточно быстро уменьшалась. Интересно было наблюдать, как некий судья-иностранец, торчавший из люка судейской машины, вдруг стал что-то кричать одному из участников, сложив руки перекрестьем, и несколько раз повторил свой жест. Участник снят с гонки? Но за что? Хоть это и было недалеко, но ясности в эпизоде не было.

Многие, возможно, сошли с дистанции из-за поломок. Только на моих глазах на подъеме от автовокзала в город дважды велосипедисты начинали размахивать руками, подзывая машины-технички. И оба раза из машин выскакивали с колесом в руках веломеханики, которые за пару десятков секунд меняли колёса, и гонщики снова устремлялись вперед. Как уже потом высказал свои соображения один из велоколлег, возможно, снимали с гонки тех, кто совсем не укладывался в график: в число 20 лучших, награждаемых денежными призами, им не попасть; в число 8 (кажется) лучших, чей результат даёт очки командам и странам, – тоже, а в тройку призёров – и подавно. Так зачем тогда мучиться и напрягаться на жаре, жечь покрышки и тормоза?

Круги наматывались, время шло, и всё остальное тоже шло хорошо. Нервничать не приходилось, пить и есть особенно не хотелось, – так, самую малость (в списке благ для волонтёров указывались некая еда и некое питьё). Собственная полная пол-литровая бутылочка с водой по-прежнему оттягивала карман шорт, а в другом кармане простаивал небольшой бутерброд.

Неожиданно на одном из кругов, когда я стоял с поднятым флагом у края дороги и вращал головой на 360 градусов, контролируя манёвры велосипедистов и пешеходов, возле меня притормозила одна из «технических» машин, оттуда высунулась барышня и протянула мне поллитровую бутылочку «Миргородской». Я автоматически взял ее, и машина покатила дальше. Позже выяснилось, что водой одарили и мою напарницу. Разносолов же в виде шашлыков или бутербродов всё-таки не было.

В перерывах между кругами я общался с милицейским старшиной, который рассказывал о своём не слишком веселом житье-бытье: собрали их зачем-то в день гонки в 6.00, а вечером предстоял матч «Черноморец»- «Динамо», и раньше 22.00 милиционеры бы не разошлись по домам… И это воскресенье, никаких сверхурочных и дополнительных выходных, за зарплату в 2300 грн…

Наконец настал 12-й основной круг (разогревочный мы не считали). Было начало второго. Велосипедисты проехали, и мы уже потирали руки, что скоро конец, остался последний круг. И тут вдруг заработали светофоры! Спустя минуту-другую потянулись машины, транспортный поток нарастал… Стало ясно, что гонка окончена. Всего было 13 кругов (1 разогревочный и 12 основных, а я почему-то думал, что 13 кругов – это официальная дистанция).

Перед проведением гонки нас, волонтёров, просили присматривать за уборкой металлических заграждений после её окончания, поскольку в Киеве после какой-то киевской гонки, по словам наших организаторов, некие дерзкие бомжи воспользовались лопоухостью киевских организаторов и умудрились упереть несколько металлических заграждений. Перед расстановкой на позиции были нам выданы номера и модели грузовиков, которым разрешено собирать заграждения. Если же приедет «чужой» грузовик, надо его отгонять активно, чтобы испугался и убежал… Непонятно, почему борьбой с таким уголовно наказуемым деянием, как воровство, должны заниматься волонтёры, а милиция при этом совершенно не в курсе дела… 

Вновь вернулись на ставшее почти родным пересечение Косвенной и Разумовской, сдали флажки, оставив на память свистки и футболки, а комбриг, пересчитав предварительно личный состав, удалился и возвратился через короткое время с 10-ю порциями мороженого. Это была очень удачная идея!

После расправы с мороженым я сел на велосипед, покинул восхитительный старый одесский двор и поехал на место награждения на угол Пушкинской и Ланжероновской с целью собственной фотоохоты и совместного фотографирования, а остальные велосипедисты несколько задержались. Пешие же (и самые молодые) участники нашей бригады отправились туда пешком чуть раньше. Увы, к моменту моего прибытия церемония уже закончилась, но оставалось еще пару десятков волонтёров и началась раздача пиццы “Mamma mia” (пиццеристам – огромное спасибо).

Удалось добыть кусок и самому, и призвать к месту раздачи появившихся велосипедистов нашей бригады, и забронировать 6 порций для наших школьников-пешеходов. Надо признать, что пиццу не экономили: добавку давали даже по 2 раза, так что на душе у многих едоков стало ещё лучше. Вот только на общее фото волонтёров с победителями гонки наша бригада уже не попала…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пока общались с друзьями-велосипедистами, обсуждая подробности гонки, доедая при этом пиццу, к беседующему коллективу с моей стороны подошел некий иностранец и стал рассказывать, как ему понравилась гонка и выяснять, будет ли она проводиться в следующем году. Использовал он смесь английских и немецких слов, пытаясь иногда вставлять и изрядно исковерканные русские слова, начав с трудноузнаваемого слова «Здравствуйте».

Постепенно выяснилось, что он находится в Одессе уже 3 недели, что он инженер-механик из Касселя, что ему 60 лет, что приехал в Одессу из Германии на своей машине (!). Затем он стал показывать на своём смартфоне множество разных фото, – своей жены, разных автомашин (в т.ч. и тюнингованных им, и его собственного Вольво) и выполненных им теплотехнических проектов с установкой котлов, счетчиков и т.п.

Немецкий его существенно отличался от изучавшегося мною «хох дёйч» и весьма многого я так и не понял, не имея в немецком практики, поэтому предпочитал английский. Когда одна из главных волонтёров передавала мне футболку для моего 81-летнего папы, ветерана велодвижения (70 лет в седле), немец сразу возжелал купить такую же, мигом извлёк для этого 100 гривен и сильно огорчался, узнав, что футболок больше нет и они не продаются.

Волонтёры к тому времени почти полностью разошлись, и оставалось человек 7, большинство из которых – маршалы «Критической массы». Последним аккордом мероприятия было то, что в 15 метрах от нас проходил подросток с велосипедом с явно спущенным передним колесом, где куски камеры торчали наружу из-под покрышки. Пара маршалов дружно завопили ему, чтобы он шел сюда, и начали совместно размышлять об оказании неотложной велосипедной помощи…

Приятных впечатлений после окончания гонки было множество: новое дело и новые ситуации, дружеская атмосфера, памятная футболка, престиж и реклама городу на мировом уровне, надежды на ускорение развития одесского и украинского велодвижения…

Несколько огорчили, однако, слишком длительные двухдневные многочасовые запреты на движение общественного транспорта в городе, что вызывало справедливое раздражение у множества людей, и недостаточная информированность широких масс народа: не многие ведь заходят на сайт Горсовета и сайты СМИ, а в газетах информации, данной заранее, практически (или совсем) не было, да и приносят газеты почтальоны с опозданием.

Одна девушка, недовольная остановкой электротранспорта и переносом других маршрутов, предлагала на каждом остановочном комплексе заранее повесить по листу А4 с указанием дат, времени и планируемых изменений. Это можно было сделать, но секретарь горсовета Олег Брындак, с которым довелось кратко пообщаться уже после гонки 5.08.15 на открытии сквера Героической обороны Одессы на 6-й ст. Фонтана, уверял, что расклейка подобных листов должна была выполняться, и сказал о множестве раздражённых звонков на горячую линию Горсовета…

А ведь, будучи заранее информированными, люди могли не планировать дела в этом районе города во время проведения гонки. Но всё же первый блин нельзя считать комом: организаторы и участники остались, по многочисленным отзывам довольны, а мелкие недоразумения быстро забудутся и могут быть не допущены в следующий раз. Известна ведь истина: не ошибается только тот, кто ничего не делает!

 

Владлен Шапо, доцент Одесской Национальной

Морской академии. Фото автора.