Верховная Рада отменила пошлину на электромобили. Сколько реально сэкономит покупатель?

30.12.2015

25 ноября, Верховная Рада Украины, во втором чтении, приняла законопроект об отмене ввозной пошлины на электромобили. В Закон Украины «О таможенном тарифе Украины» внесены поправки, освобождающие от уплаты ввозной пошлины (8% от таможенной стоимости) транспортные средства, оборудованные электродвигателями. Льгота будет действовать до 1 января 2020 года.

К сожалению, этот, широко разрекламированный законопроект, в реальности, для широкого внедрения у нас электромобилей - мало что даёт. Объясню, почему.

В нашей стране, на данный момент, эксплуатируется всего лишь чуть больше 500 электромобилей. Подавляющее большинство из них – электромобили Nissan Leaf, ввезённые в Украину, после двух-трёх летней эксплуатации в США и Европе. Поэтому, считать будем именно по этому варианту покупки.

Конечно, 500 электромобилей на всю страну, - это капля в море. Чтобы было наглядно видно, насколько это мало, я составил табличку с объёмами продаж новых легковых автомобилей в Украине, за последние 5 лет:

 

          2011 г. - 221 тыс.

         2012 г. - 237 тыс.

         2013 г. – 213 тыс. 

         2014 г. - 97 тыс.

         2015 г. - 45 тыс.

 

 

Всего, за последние 5 лет, в Украине зарегистрировано около 813 тысяч новых автомобилей. Массовые модели электромобилей: Nissan Leaf, Mitsubishi i-miev и другие, начали активно продаваться за рубежом, как раз, примерно, лет пять назад. Если взять период, с 2011 года, то соотношение продаж электромобилей к автомобилям, за последние 5 лет в Украине, включая б/ушные иномарки, составит примерно 0.03 – 0.04% от общего количества зарегистрированных легковых автомобилей.

Почему же так мало электромобилей продаётся в Украине, в то время, как в США и Европе счёт пошёл на сотни тысяч электромобилей?

Дело в том, что в этих странах, государство дотирует и так, - не бедных покупателей, компенсируя им до 10000 евро (!) при покупке нового электромобиля. В итоге, электромобили там обходятся примерно столько же, как и «одноклассники» с ДВС. Но бензин и дизтопливо в Европе гораздо дороже, чем в Украине. Вот и получается, что там, электромобили дают реальную экономию своим владельцам.

Отмена ввозной пошлины 8% для новых, а также бывших в употреблении электромобилей, - первая льгота, которую получили покупатели электромобилей в Украине. Но эта мера, практически ничего не изменила в структуре цены б/ушных электромобилей, ввозимых в Украину.

На сайте «Нашi грошi», размещён конкретный СПИСОК ввезённых в Украину б/ушных электромобилей, с их заводскими номерами, описанием состояния электромобиля и ценой. Я не поленился и подсчитал среднюю таможенную стоимость 360 электромобилей Nissan Leaf 2013 года выпуска, исходя из цен, по которым их заявляли к таможенному оформлению.

Средняя таможенная стоимость одного электромобиля составила 71283 грн., или примерно 2800 долларов (по текущему курсу). Для таможенной очистки, к стоимости электромобиля в сумме 2800 долларов, нужно прибавить 8% пошлины и затем 20% НДС. Таким образом, входящая цена электромобиля, полностью прошедшего таможенную очистку в Украине, в среднем составила 3629 долларов.

В размещённой выше инфографике Минэконоразвития, в поддержку электромобилей, имеются две ошибки, что характеризует уровень специалистов, которые готовили этот «ликбез» для широких масс.

Первая ошибка: стоимость любого импортного товара определяется следующим образом: берётся отпускная цена, к ней прибавляются транспортные расходы. С этой суммы взимается пошлина, в данном случае – 8%, а потом на получившуюся сумму, вместе с пошлиной, начисляется НДС – 20%.

Поэтому, если мы примем закупочную стоимость электромобиля, вместе с его доставкой - за 72% и прибавим пошлину: 8%, то получим не 80%, как указанно в диаграмме, а 77.76%. А прибавив к 77.76% , двадцатипроцентный НДС, получаем не 100%, а только 93.3%!. Для того, чтобы из трёх слагаемых получить 100% (входящую себестоимость), в нашем случае, первые два слагаемых, в сумме должны составлять примерно 83.33%. Поэтому, схема, в процентном отношении, - неверна.

Вторая ошибка: общеизвестно, что серийные электромобили, по информации той же компании Nissan, потребляют на 1 км пути, в среднем, 200 ватт часов электроэнергии. На 100 км, стало быть – 20 квт. час. При стоимости электроэнергии, для бытовых потребителей 0.789 грн. за 1 квт (в тариф 0.456 грн. за 1 квт. час. мы не уложимся, так как он ограничен 100 квт. час в месяц), получаем стоимость 20 квт. часов электроэнергии для поездки на электромобиле на расстояние 100 км - в сумме 15 грн. 78 коп., а совсем не 10 грн., как указано в диаграмме. А если считать по тарифу 1.479 грн. за 1 квт. час, что более реально, если в семье появится электромобиль, то получаем счёт уже почти 30 грн. за 100 км пути. Вот эта сумма и будет более близкой к реальной.

Но, продолжим. Со средней цены 2800 долларов, была уплачена средняя таможенная пошлина в сумме 224 доллара. НДС с суммы 224 доллара, составляет 44.8 доллара. Итого, при отмене пошлины, мы экономим только 268.8 доллара

Вот на эту сумму: 269 долларов, реально и может быть снижена средняя цена б/ушных электромобилей, продающихся в Украине, за счёт отмены пошлины, если их продавцы посчитают нужным сделать это.

Впрочем, при официальной средней себестоимости ввезённых электромобилей в Украину: 2800 долларов, проверенной и подтверждённой таможней;

- средней стоимости после растаможки: 3629 долларов;

- продажной цене на электромобили на автобазаре, или в автосалоне: 18 – 26 тыс. долларов, никто не мешает продавцам и без участия Верховной Рады, снизить цену на них на 3 – 5 тыс. долларов уже прямо сейчас.

Главное условие для снижения цен на б/ушные электромобили, - увеличение конкуренции. Это же закон рынка: чем больше предложение товара, - тем ниже цена. Благодаря растущему интересу к электротранспорту, я ожидаю в ближайшее время, значительное снижение цен на рынке б/ушных электромобилей.

Фактически, оно уже началось, и будет продолжаться до достижения порога минимальной рентабельности этого бизнеса. А пока, благодаря отмене пошлины, при средней продажной цене электромобилей Nissan Leaf около 20000 долларов (смотрите цены на сайтах продажи автомобилей), покупатели теоретически будут иметь скидку примерно в 1 – 1.5% от цены б/ушных электромобилей (повторюсь, если так решат их продавцы).

Но всё равно, это лучше, чем ничего. Надеюсь, что это только начало пути к современному эффективному и экологически чистому транспорту.

Второй законопроект, предлагающий отменить НДС на электромобили (а это гораздо существенней, чем пошлина, - в материальном выражении), - не принят и отправлен на доработку, так как не предусматривал льгот для отечественных производителей электромобилей.

На сегодняшний день, таких производителей в Украине нет, и в обозримом будущем они вряд ли появятся (компании уровня Google и Apple, на разработку собственных электромобилей, потратят несколько миллиардов долларов и 4-6 лет упорного труда), если конечно не называть производством - прикручивание колёс к готовым электромобилям. Возможно, что некоторые наши автопроизводители готовят себе плацдарм для льгот на новом направлении, - «производстве» электромобилей по-украински.

Отмену НДС на электромобили должны были рассмотреть во втором чтении – в декабре. И я даже отложил публикацию этих статей, в ожидании действительно существенных льгот, которые даст принятие законопроекта об отмене НДС. Но, так и не дождавшись его рассмотрения, публикуем цикл статей о б/ушных электромобилях, в надежде, что это улучшит понимание ситуации нашими читателями и, хотелось бы, - народными депутатами.

В следующей СТАТЬЕ мы поговорим на тему: особенности эксплуатации б/ушных электромобилей. На что обратить внимание при их покупке.

Allyur, ТМ Volta bikes

Использованы иллюстрации из интернета