Недостающее звено в эволюции электровелосипедов.

19.08.2015

Замысел или творческий импульс соорудить нечто подобное зародился совершенно спонтанно в результате серфинга по многочисленным сайтам, посвящённым тюнингу как велосипедов, так и мотоциклов с автомобилями. Тут надо признаться, что автор питает исключительную слабость к различного рода апгрейдам, тюнингам, улучшениям и усовершенствованиям – видимо, карма такая… Поэтому первоначальная идея всё же получила воплощение в реальности, поскольку в конечном результате таки нашли своё применение элементы, относящиеся к тюнингу мотоциклов и автомобилей, не говоря уже о велотематике.

Я не стану сейчас вдаваться в детальное описание всех подробностей и особенностей трансформации велосипеда в тот итоговый результат, который вы видите на фото. Скажу лишь только, что пройденный путь, от возникновения первого замысла до первой тестовой покатушки занявший около двух лет, был довольно трудоёмким, и трудоёмким именно в плане технической реализации возникших идей, поскольку большинство из установленных «примочек» и девайсов изначально не было предназначено для целей переоборудования велосипеда, соответственно, их конструктивными особенностями не предусматривалось и крепление первых к любой части велосипеда. Таким образом, главная проблема, которую приходилось решать на всех практических этапах творчества, заключалась в процессе соединения разрозненных принадлежностей и частей или деталей в единое и гармоничное целое, дающее новый взгляд на восприятие привычных, в общем-то, элементов, но в ином, непривычном ракурсе и неизбитой конфигурации или сочетании.

Теперь перейдём от теории к практике. За основу был взят отечественный хардтейл «Ardis Tour» с диаметром колёс 26 дюймов. Из комплектующих была заменена на более надёжную передняя вилка, получившая ход амортизации 10 см и предусматривающая возможность регулировки жёсткости амортизации. Переднее и заднее крыло скомбинированы из сочетания крыльев мотоцикла и велосипеда с установкой декоративных элементов (молдинга и хромированной головы орла), которые нашли применение и на боковых кофрах, доставленных из США, как и подъём руля и сам Z-образный мотоциклетный руль диаметром 1 дюйм. Надо сказать, что такой увеличенный диаметр, по сравнению со стандартными велорулями диаметром 7/8 дюйма, принёс массу вопросов, поскольку пришлось увеличивать диаметр крепления (растачивать вручную) всех компонентов, установленных на руле. Возвращаясь к базовой комплектации, были заменены сидение, установлены центральная и боковая подножки и добавлены защитные дуги на раму. Центральный кофр и аккумулятор напряжением 12 вольт перекочевали на багажник прямо из городского автобазара. Правды ради надо признать: география производителей различных частей и комплектующих неожиданно получилась довольно обширной, не считая США и даже Италии, основной упор пришёлся на страны Юго-Восточной Азии (Тайвань, Сингапур, Таиланд, Малайзия), но главный поставщик, конечно же, Китай.

Если говорить об электрическом питании, то здесь реализованы две схемы питания: номинальным напряжением 36 вольт и 12 вольт. В сухом остатке имеем следующее. Основное электрооснащение: переднее редукторное моторколесо Volta bikes 36в 500вт; контроллер Volta bikes 36в 600вт; литий-полимерный аккумулятор бутылочного типа (36в 12Ач) на раме (для питания моторколеса и шести передних фар различной световой силы) и ещё один свинцово-кислотный аккумулятор, реализованный по технологии AGM (12в 12Ач) на багажнике (для питания навигатора, видеорегистратора, бортового компьютера, усилителя колонок, противоугонной сигнализации и светотехники), ручка газа рычажного типа с функцией круиз-контроля, трёхпозиционный переключатель скоростей. К слову сказать, для крепления к багажнику 12-вольтового аккумулятора пришлось разработать специальный кожух (с закрывающейся на кодовый замок крышкой, обеспечивающей доступ к контактам в процессе заряда аккумулятора) из жести, который выполняет также функции жёсткой фиксации колонок, находящихся по бокам от аккумулятора, что позволяет дополнительно направить звуковой поток проигрываемых музыкальных композиций вправо и влево по ходу движения транспортного средства.

Кроме того, дополнительно установлены: усилитель дропаутов передней вилки, мп3 плеер, музыкальный усилитель и шесть колонок (две на руле, две по бокам аккумулятора на багажнике, две на центральном кофре), велокомпьютер и бортовой комп, GPS-навигатор, видеорегистратор, шесть фар спереди (ближнего, дальнего и дневного света), светотехника (сигналы поворотов, стоп-сигнал, сигнал аварийной остановки, противоугонная сигнализация, пятиметровая цветная светодиодная лента с функцией цветомузыки и другие LED лампы различных цветовых эффектов), один центральный и два боковых кофра сзади. В качестве установленного на руле контроллера и коммутатора всего перечисленного электрохозяйства взят корпус обыкновенной бюджетной метеостанции, из которой изъята вся начинка и заменена на: контроллер светодиодной ленты с датчиком уровня звуковых колебаний (музыки), реле сигналов поворота, вольтметр тягового 36-вольтового аккумулятора, соединительную проводку и шесть тумблеров для коммутации различных групп светодиодов с целью получения разнообразных цветовых эффектов. Непосредственно на корпус бывшей метеостанции через пластиковую пластину, придающую дополнительную жёсткость конструкции, установлены крепления для навигатора и бортового компьютера, отражающего данные о текущем времени, дне недели, состоянии погоды и влажности окружающей среды, фазах луны и уровне напряжения (вольтметр) 12-вольтового аккумулятора. Ну и, конечно же, пришлось установить замок зажигания, как же без него обойтись порядочному байкеру? Итого, в сумме, имеется брелок включения противоугонной сигнализации с датчиком инфракрасного излучения и четыре ключа: от замка зажигания, от замка центрального кофра, от замка боковых кофров, от замка крепления тягового аккумулятора к раме, и тут главное – не перепутать…

Безусловно, общий вес конструкции оказался великоват для велосипеда, по субъективным ощущениям килограмм 45 - 50. Но создавшееся положение спасает тяговое редукторное моторколесо: скоростью не блещет, что ожидаемо, зато очень легко вытаскивает велосипед вместе с пилотом на любой крутой подъём, поскольку и предназначено для повышенных нагрузок (грузовых перевозок, эксплуатации в условиях гористой (холмистой) местности и т.д.) Помимо этого, к конструктивным достоинствам редукторного колеса могу добавить и наличие внутри него обгонной муфты, обеспечивающей отсутствие ощутимого сопротивления движению при езде с помощью педалей (чего нельзя сказать про электроколесо с прямым приводом) и небольшой вес при мощной тяге. По опыту использования могу сказать, что на ровном участке данное моторколесо выдаёт скорость порядка 25-30 км/ч (прим. редактора: имеются модификации мотор колёс с различной максимальной скоростью – от 25 до 50 км/час), при помощи педалей получается больше. За время тестовых заездов (больше 150 км в сумме) по части двигателя никаких недостатков не выявлено, поэтому можно сделать вывод, что экспериментальный образец вышел неплохо…

Ну, что ж, уважаемый читатель, возвращаясь к названию этой непритязательной заметки, хочется выразить твёрдую уверенность в том, что переходный вид или недостающее звено эволюции вело в мото состоялось! Быть может, кто-нибудь (и не без оснований) станет проводить параллели или прослеживать сходство получившегося результата с моделью культового мотоцикла «Honda Gold Wing» – вольному воля, как говорится. Главное, что процесс совершенствования никогда не стоит на месте, и это касается не столько усовершенствования разнообразия мира форм, сколько эволюции сознания самого человека, предела которой нет в принципе. А это уже является темой отдельного разговора, причём разговора далеко не праздного, а определяющего смысл, критерии и задачи человеческой жизни, ибо Со-Знание определяет быт, но никак не наоборот.

С искренним уважением и наилучшими пожеланиями ко всем читателям,

Сергей Викторович, Винница. Фото автора

Комментарий ТМ «Volta bikes»: на наш взгляд, электровелосипед получился интересным, самобытным и мы бы сказали - весёлым. Он привлекает к себе внимание, даже если музыка на включена на полную громкость. Электровелосипед подчёркивает индивидуальность своего владельца. А самое главное то, что конструктор добился желаемого и доволен результатом своего труда. Рассказывайте о транспортных средствах, которые вы создали с помощью компонентов ТМ Volta bikes. Мы с удовольствием расскажем о вашем опыте множеству единомышленников!