Одесскому трамваю – 135 лет

07.08.2015

По случаю 135-летия одесской конки, послужившей толчком для развития трамвайного движения в Одессе (в 1880 г. концессионное акционерное «Бельгийское общество Одесских конно-железных дорог» начало строительство и эксплуатацию вагончиков на конной, а затем на паровой тяге), «Одесгорэлектротранс» 20 июля провел День открытых дверей для всех неравнодушных, о чем всех желающих информировали на сайтах Городского Совета и ОГЭТ.

Это отличная идея: можно прожить всю жизнь в Одессе, но так и не попасть на таинственную территорию, находящуюся в географическом центре города и окруженную улицами, заборами, базаром, парком и зоопарком. Уже только вид столетних ангаров на улице Водопроводной, построенных из потемневшего от времени, но не потерявшего своей прочности кирпича, внушает уважение и разжигает интерес к тому, что же таится за их стенами.

В ходе мероприятия планировалось посещение музея городского электротранспорта Одессы, учебного центра, трамвайного депо и путешествие из депо до парка Шевченко и обратно на летнем экскурсионном трамвае-ветеране.

Начало экскурсии для всех желающих было назначено на 10.30. В нашей группе собралось почти 25 человек самых разных возрастов, – и дети, и люди пенсионного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В музее, размещенном в комнате около 40 кв. м., было множество уникальных фотографий Одессы конца 19-го, начала и середины 20-го века, представлены различные схемы трамвайного движения и документы соответствующих эпох. Из более материальных, чем фотографии экспонатов, – измерительные приборы 100-летнего возраста, огромные (не меньше метра в диаметре) колеса ходившего по Одессе омнибуса, сделанные столь большими специально для преодоления ям (как же это актуально и в наше время!), модели трамвайных вагонов и троллейбусов, а также табличка описания маршрута с надписью «Образцовый маршрут».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интересен набор журналов разных лет и стран, посвященных городскому электротранспорту. Парень-экскурсовод вдохновенно рассказывал об истории возникновения трамвая, попутно отвечая на разнообразные вопросы активных участников. В конце экскурсии одна из сотрудниц ОГЭТ кратко рассказала о том, какие специалисты нужны предприятию и как предприятие будет о своих сотрудниках заботиться. Во время осмотра экспозиции часто были слышны слова людей среднего и старшего возраста «Я это помню»…

Из музея отправились вглубь депо и попали, увы, в мир запустения: полузаброшенные или совсем заброшенные здания, зияющие пустоты от выбитых стекол и облупившиеся фасады… Было видно, что депо знавало и лучшие времена. По дороге то и дело встречались трамвайные рельсы разных времен, в т.ч. и с узкой колеей, и с широкой. Были и интересные трехрельсовые участки: видно, узкую колею таким образом расширили до широкой, уложив один дополнительный рельс. По дороге завязалась дискуссия о том, было ли депо соединено рельсами с расположенной рядом железной дорогой, и как выгружаются привозимые в Одессу по железной дороге трамвайные вагоны и троллейбусы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Между запущенными и заросшими деревьями и кустами строениями добрались до отдельного здания, стоявшего на небольшой площади, где, судя по всему, когда-то было поворотное кольцо для маневрирования трамваев в депо. На 2-м этаже здания находится вполне современный учебный центр для водителей, оборудованный компьютерами, проектором и большим экраном, а также магнитной доской для установки различных моделей транспортных средств. Совмещая рисунки с реальными объектами, можно моделировать и анализировать любую дорожную ситуацию. Было видно, что изучению ПДД уделяется весьма пристальное внимание. Вид же, который открывался из окон учебного центра в сторону Привоза, тоже был, увы, весьма печальным: все та же разруха, неухоженность…

После учебного центра путь лежал по территории депо, где экскурсанты с огромным удовольствием фотографировали невиданные ранее места и скопление трамвайных вагонов разного возраста, беспрестанно глазея по сторонам. В отдельном небольшом здании было расположено что-то вроде диспетчерской, где кондуктора сдают выручку и где можно отдохнуть в небольшом холле, выпив в жару чистой фильтрованной воды (некоторые сразу воспользовались этой возможностью).

Снова пройдя по территории депо, визитёры посетили расположенный на втором этаже отдельного двухэтажного здания спортзал, в котором установлены 2 теннисных стола и несколько силовых тренажеров. Конечно, очень приятно «размять кости» после работы, но температура в зале была весьма немалой, ибо солнце нещадно палило и весьма сильно накалило стены и потолок из гофрированного листового железа. «Кондиционер бы нам сюда…», – горько посетовал закрывавший спортзал сотрудник.

В паре десятков метров от спортзала и на таком же расстоянии от ул. Водопроводной нас дожидался летний открытый экскурсионный трамвай, неоднократно виденный в городе. Ведомый солидным мужчиной лет 55, трамвай вместе с экскурсантами неторопливо проследовал по территории депо и выехал на Новощепной ряд напротив середины «Привоза». Повернув влево, трамвай проехал мимо зоопарка по Новощепному ряду, участку Старопортофранковской и повернул на Пантелеймоновскую, которую и проехал неторопливо, провожаемый удивленными взглядами одесситов и гостей города.

Надо бы, чтобы почаще этот раритетный трамвай радовал людей своим появлением, – ведь поводов для этого можно найти много… Всю дорогу продолжал экскурсию и вновь присоединившийся к группе экскурсовод, знакомя всех с интереснейшими фактами развития одесского трамвая. Трамвай наш обладал, вероятно, немалой долей везения, ибо значительная часть Пантелеймоновской часто бывает похожа на одну сплошную пробку из-за обилия автотранспорта или автохамов, ставящих свои машины как попало, блокируя трамваям проезд, о чем уже неоднократно писалось в одесских СМИ. Несмотря на возмущение множества людей, ситуация, увы, почти не меняется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С Пантелеймоновской свернули на ул. Белинского, затем – на Лидерсовский бульвар, и, сделав круг у парка Шевченко, покатили в обратном направлении. На Новощепном ряду в депо не завернули, а доехали до Екатерининской, где пассажиры были высажены, а трамвай покатил в депо.

Интереснейшая экскурсия окончилась, но некоторые мысли, давно уже зародившиеся в голове, обрели новую силу. Вспоминается конец 80-х годов, когда по 17-му, 18-му и 10-му маршрутам ходили трёхвагонные трамваи-поезда, а одинарный трамвай был редкостью… Теперь же только одинарные вагоны и остались. Почему-то, пока одесский трамвай (а ранее конка) был в частных руках, он приносил прибыль (как и в трилогии Теодора Драйзера о строительстве Фрэнком Каупервудом линий конки в Чикаго), но, став государственным, стал убыточным и дотационным…

Почему-то в европейских странах стыки между рельсами заделаны так, что место стыка невозможно найти, а стук колес что у трамвая, что у пригородного электропоезда является почти невероятным… У нас же стыки между рельсами таковы, что туда можно засунуть 2 пальца, в т.ч. и на территории депо… А ведь это приводит к преждевременному износу и самих рельсов, и ходовой части трамваев, и, в итоге, к сходу трамваев с рельсов (за первые полгода 2015 г. произошло с десяток таких случаев)…

Многие рельсы имеют, увы, заметные невооруженным взглядом значительные изгибы (например, между 4-й и 5-й станциями Фонтана), но некоторые водители трамваев не обращают на это внимания и существенно превышают разумную для таких участков скорость, а вагоны при этом беспощадно мотает вправо-влево… И почему-то в центре французского города Бордо (да и не только там, вероятно) токосъём реализуется снизу (третьим рельсом), т.е. не нужно монтировать и крепить провода над трамвайной линией, ставить стол-бы, крепить растяжки к стенам домов, а затем заниматься ремонтом этого хозяйства… И европейские трамваи-поезда состоят из нескольких сочлененных секций, между которыми есть свободный проход для пассажиров… Городской электротранспорт в европейских странах играет огромную роль: трамваи – в гораздо большей степени, троллейбусы – пока в меньшей…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словом, есть о чем задуматься, есть куда развиваться и к чему стремиться! А пока – огромная благодарность ОГЭТ (бывшему ОТТУ) за организацию экскурсии и пожелания улучшить финансовое положение, выполнять исключительно качественные ремонты, ездить на современной технике, работать с преданными своему делу людьми! Главное, – не останавливаться, ведь дорогу осилит идущий!

Владлен Шапо, доцент Одесской

Национальной Морской Академии

фото автора