Бесплатный прокат велосипедов в Китае. Часть 1.

20.01.2015

Как выглядит прокат велосипедов в Украине, я думаю, знают многие: в разных местах, активно посещаемых публикой,  например – на ВДНХ (Экспоцентр) в Киеве, или на Приморском бульваре в Одессе, стоит десяток – другой потрёпанных великов, и - хлопец при них. Рядом – табличка «Прокат», выполненная на более, или менее высоком художественном уровне. В качестве залога за велосипед,  предлагается сдать на хранение свой паспорт, или загранпаспорт (что незаконно) и в дополнение к документам, оставить энную сумму денег, либо оставить только деньги, но  в этом случае, -  сумму,  полностью покрывающую стоимость нового велосипеда, то есть не менее 3000 грн.

 Прокат сигвеев на Приморском бульваре в Одессе

За  поломки, случившиеся во время катания, с клиента удерживается стоимость ремонта. Бывает, что ушлые прокатчики выдают ничего не подозревающему клиенту  велосипед с неисправностью, а при приёмке, требуют за неё деньги, будто бы, это он его поломал. Такой вот дополнительный способ заработка, знаете ли.

Китай – страна велосипедная и тему проката велосипедов,  там просто не могли обойти стороной. На мой взгляд, эта услуга в КНР создана  с реальной заботой о людях. Ну и для заработка конечно. А когда такие  идеи объединяются, то  становятся преуспевающим бизнесом.

В густонаселённых китайских городах, даже при символической прибыли  и то, - получаемой  не с каждого  клиента, при соответствующем тиражировании бизнеса,  можно неплохо зарабатывать. Если у нас услуга проката станет по-настоящему доступной, то прибыль наших прокатчиков тоже вырастет, - от увеличения оборота.

Но почему заработок символический?

– А  давайте посмотрим, как  функционирует большинство прокатов велосипедов в КНР.

автоматический пункт велопроката возле крупного торгового центра в рабочее время

Прямо на улицах  городов – там,  где у нас любят размещать киоски с шаурмой,  установлены  крытые вело-парковки прокатных компаний. Они  оборудованы по последнему слову техники  –   автоматическими электрическими  замками и электронными терминалами для оплаты. На крышах многих пунктов проката,  установлены солнечные батареи, которые обеспечивают электроэнергией не только оборудование, но  и  освещение вело-парковки и прилегающей к ней территории  ночью.

На прокат сдаётся одна модель велосипеда,  с низкой рамой  - универсальный вариант для мужчин,  женщин и пожилых людей. Это усиленная модель, более крепкая по сравнению с обычными городскими велосипедами.

Постоянного персонала на таких автоматических пунктах проката нет (вот пути экономии для наших предпринимателей, обкладываемых налогами большими, чем они официально зарабатывают)  – за порядком присматривают дистанционно, через видеокамеры, подключенные к беспроводному интернету.

Для того, чтобы стать постоянным клиентом прокатной фирмы, нужно прийти в один из офисов, адреса которых указаны на всех пунктах проката,  и там зарегистрироваться. Для этого с удостоверения личности, - которое  выглядит как пластиковая карточка и заменяет в Китае паспорт, снимут копию. Затем,  в кассу компании нужно внести залог -  300 юаней, что составляет чуть меньше  50 долларов (примерно - 950  грн. на сегодняшний день). Забрать  деньги назад , - можно в любой момент, если Вы решите больше не пользоваться услугами этой прокатной компании.

Ещё некоторую сумму нужно положить на пластиковую карту для оплаты текущих поездок на арендованном у компании велосипеде.

Как велика арендная плата?

-  Если задаться целью, то на прокатных велосипедах в Китае, можно ездить каждый день, на протяжении многих лет … абсолютно бесплатно.

 ещё одна модель терминала выдачи велосипедов

Но обо всём  по - порядку. Выдача прокатного велосипеда происходит следующим образом:  клиент приходит на   автоматический  пункт проката и  вставляет в терминал свою пластиковую карточку.  Терминал её идентифицирует и открывает замок блокировки на одной из стоек, удерживающей  велосипед  за специальную прочную скобу, являющуюся частью рамы. Теперь велосипед можно брать и кататься.

 В  первый час поездки – аренда велосипеда бесплатная!!!

И этим пользуется много практичных китайцев. На прокатных велосипедах чаще всего, они ездят на работу и обратно. Преимущества  очевидны: не нужно приобретать велосипед и, со временем,  - запчасти к нему. Его не нужно ремонтировать и даже не нужно  мыть.  Кроме того, велосипед  не нужно хранить между поездками,  и вообще, каким либо образом беспокоиться о нём.

Красть прокатный  велосипед  смысла  нет – он отличается в потоке велосипедов так же,  как нью-йоркское или лондонское такси – от обычных машин. Это специальная модель со специальной окраской.

Главное, чтобы недалеко от места начала маршрута и в месте его завершения, тоже были автоматические пункты  по прокату велосипедов. В этом случае, вы берёте велосипед возле дома, едете по нужному  маршруту и сдаёте велосипед в таком же пункте, но уже рядом с местом назначения.

Для того, чтобы  в  одних пунктах  проката  не скапливалось  слишком много велосипедов, а в других пунктах – не образовался дефицит, - по городу курсирует грузовой фургон, с сотрудниками прокатной компании, которые  перераспределяют велосипеды по «точкам». Чтобы свести до минимума такие непроизводительные расходы, прокатные компании стараются обеспечить  пункты проката максимально  возможным  количеством велосипедов.

 Когда и где  прокатные велосипеды в Китае   моют и ремонтируют, я точно не знаю,  да и не должен этого наблюдать,  но вижу,  что они всегда, даже после дождя, обычно  чище, чем личные велосипеды  большинства китайцев.

 тот же  пункт проката велосипедов вечером. Велосипедов почти нет, -  люди разъехались на них с  торгового  центра по домам

 При возврате велосипеда, всё происходит в обратном порядке: клиент фиксирует его  на стойке с электронным замком, затем проводит карточкой по терминалу оплаты.   Если с момента получения велосипеда напрокат, - до момента его сдачи в любом пункте сети (а их - реально  много), проходит менее часа, то деньги с пластиковой карточки не списываются, - то есть, такая поездка бесплатна!

С персоналом пункта проката клиент не контактирует, по той простой причине, что персонала на них, как я уже говорил, - нет. Сразу предвижу вопрос: а как же владельцы проката действуют при поломке велосипеда клиентом?

– Ну, во-первых, для проката выпускают специальные усиленные модели, с качественными компонентами.

– Во вторых, умышленно прокатные велосипеды никто не ломает. Китайцы в своей массе дисциплинированней, чем мы.  Да и  найти  клиента, намеренно повредившего велосипед -  очень просто, по пластиковой карточке.

А поломки, возникшие в результате износа комплектующих, прокатная компания устраняет за свой счёт, без каких - либо разбирательств  с клиентом. Очевидно, это дешевле, чем содержать на каждом пункте приёмщика и платить ему зарплату.

Продолжение статьи, пожалуйста, читайте ЗДЕСЬ.

                                                                                                 Allyur, ТМ Volta bikes

                                                                                                Фото автора

 

Теги: все для велосипеда Харьков, все для мотор-колес Харьков, все для мотор-колеса Харьков, все для электровелосипеда Харьков, все для электротранспорта Харьков, запчасти для велосипедов Харьков