Велошеринг и автоматические такси – два слагаемых решения транспортной проблемы

18.09.2017

стенд с прокатными велосипедами на веловыставке в Китае

Продолжение. Начало статьи, пожалуйста, читайте здесь.

Bike sharing – это  значительная часть комплексного  решения транспортной проблемы  в Украине.  Новые дороги в Украине не строятся. О каком строительстве вести речь, если даже существующие дороги не могут привести в порядок? А машин становится всё больше и больше; пробки возникают там, где раньше их никогда не было. С парковками в центральной части городов,  дела обстоят не лучшим образом, не говоря уж о том, что оплата стоянки тоже влетает в копеечку. А как работает общественный транспорт? А сколько стоит проезд, съедающий значительную часть зарплаты многих людей?

Правительство и законодатели  Украины, почему-то считают, что выход - в замене бензиновых автомобилей  на электрические. В конце 2015 года,  через Верховную Раду провели закон об отмене пошлин и акцизного сбора  на электромобили. Дело,  безусловно,  хорошее, если бы почти одновременно с этим (весной 2016 г.), акцизный сбор на электровелосипеды не подняли с 11 до 22 евро за 1 штуку (!). Господа депутаты, вы там здоровы? Точно здоровы?  Электровелосипед  теперь  приравняли к водке и сигаретам, или может это предмет роскоши (а Тесла, за 75000 баксов – нет!). Просто диву даёшься чудесам,  происходящим под куполом на ул. Грушевского в Киеве. 

Благодаря конкуренции на рынке, как я  предсказывал 2 года назад, цена на б/ушные электромобили  Nissan Leaf с 18 – 20 тысяч  долларов,  упала в среднем до  12 – 13 тысяч долларов (и  упадёт ещё немного – ведь Ниссан в ближайшие месяцы начнёт продавать  новую модель Leaf).  Правда, эксплуатация машин «на батарейках» дёшево обходится только в теории. Просто,  продавцы «забывают» сказать, а покупатели не догадываются  подсчитать стоимость  амортизации (старения и уменьшения от этого работоспособности и стоимости) литий ионной аккумуляторной батареи,  на сумму примерно 1 тыс. долларов в год, даже если машина  не будет ездить вообще. 

На самом деле, эксплуатация электромобилей,  дешевле,  чем  у традиционных автомобилей,  пока бензин недорог, - не получается.   Одной  тысячи долларов, которую за год теряют  владельцы электрокаров,  только на амортизации батареи, не говоря о том, что электричество – уже далеко на так дёшево,  как раньше,  с лихвой  хватает на покупку топлива для годового пробега в 20000 км   бензинового или дизельного авто.    Да и  где взять эти 12-13 тысяч у/е, при средней зарплате по стране  в 250 у.е., правительство не объясняет.  Вот и забиты улицы свежепригнанными б/ушными иномарками, с ДВС,  по 2 – 4 тысячи долларов, - на болгарских, польских, немецких и прибалтийских номерах.

Но дорог-то больше не становится. И тут мы возвращаемся к началу статьи: 3 километра по ул. Е.Телиги и В. Гетьмана,  я ехал  пол часа. Был четверг, время – обеденное, совсем не время «пик». Аварий и ремонта дороги на этом участке не было…  Примерно такие же пробки  регулярно собираются  и в других крупных городах Украины: Одессе, Харькове, Львове. Даже пересев поголовно на электромобили, мы только уменьшим загрязнение воздуха, что, безусловно, очень важно и нужно,  но дорог – не разгрузим! Кстати, при резком увеличении количества электромобилей, энергетика, которая и так периодически работает в режиме чрезвычайного положения,  просто не справится с увеличением потребления электроэнергии.

Не разумнее ли пересесть на велосипеды и электровелосипеды - там,  где это возможно? Да у нас другого выхода, можно сказать, -  нет!  И это только экономическая составляющая. О пользе для здоровья,  даже при небольшой помощи педалями мотор колесу электровелосипеда,  я уж и повторяться  не буду.  

Я знаю, что часть внимательных  читателей сейчас скажут, что электровелосипеды тоже заряжаются от розетки. Совершенно верно. Только потребляют они в среднем 15 ватт/час. на 1 км пути, а электромобиль – 200 ватт часов, - примерно в 13 раз больше. И стоит электромобиль, даже б/ушный,  в 20 – 30 раз дороже хорошего нового электровелосипеда,  Вот такой расклад.

Поэтому,  важная  часть  решения транспортной проблемы – это велосипеды и лёгкий электротранспорт. Вторая часть – развитие экологически чистого общественного транспорта: электробусов, трамваев и троллейбусов.  Третья  часть решения транспортной проблемы –  car sharing. В  Китае, помимо проката велосипедов,  есть  прокат  электромобилей. Знаете почём? – Всего 180 юаней в сутки (примерно 26 долларов). Никаких других расходов и платежей – нет. Зарядка – бесплатная!  На стоянках  проката стоят не только китайские электромобили, но и BMW i3! Пока писал этот текст, в ноутбуке у меня  всплыл  баннер: «прокат электромобилей Тесла в Украине: всего от 250 долларов в сутки»… Впрочем, в Украине уже появились прокатные электромобили по системе car sharing с поминутной оплатой.

Уже через несколько  лет  в развитых странах,  появятся электромобили -  автоматические такси, без водителя. «Ford» планирует создать  сеть автоматических такси в одном из городов США  в 2021 году.  Компания Uber  ещё в прошлом году, в Питтсбурге (США), начала экспериментальную эксплуатацию  автоматических такси (правда. в кабине там пока присутствует человек). Технологии  полного  автопилота 4-го поколения для машин  уже отработаны; их серийный выпуск уже ведётся, - нужно изменить только законодательную базу, разрешив появление таких машин на дорогах. Кстати, в США, в этом году, уже принят закон о допуске на дороги автоматических автомобилей.  В итоге, личный автомобиль для людей, которые пользуются им достаточно редко,  не нужен будет вообще. Дороги и парковки разгрузятся от избыточного количества личных автомобилей, которые совершают две поездки в день: из дому на работу и вечером – обратно.

С экономической точки зрения,  такое такси будет обходиться намного дешевле, чем личный автомобиль. Так же, как и с прокатным велосипедом, с прокатным электромобилем не нужно заботиться о парковке, мойке, ремонте, страховке  и многих-многих других вещах, в том числе и о правах, если автомобиль – автоматический.  Вы посчитайте стоимость владения своим автомобилем, учитывая разницу его цены при покупке и  остаточную стоимость в конце эксплуатации, а также все-все расходы - и ужаснётесь цифре, в которую обходится каждый километр пути, особенно если машина покупалась новой и относится к среднему или бизнес классу.

Есть и другие,  страшные  издержки  владения личным транспортом: люди  отвратительно водят  машины. В  ДТП,  каждый год гибнет более 3 тысяч украинцев, и более 30 тысяч – травмируется, что  больше   количества  погибших и раненых за такой же период  боевых действий на Донбассе!  Большинство  ДТП  совершается из-за человеческого фактора: нарушений правил, усталости, невнимательности, вождения в нетрезвом состоянии.

Развитие новых технологий на транспорте – это революция и решение транспортных проблем, которая со временем обязательно доберётся и до Украины.

Возможна ли сейчас организация проката велосипедов в Украине,  по принципу bike sharing, так как это сделано в Китае? – Вряд ли. Для этого,  по большому счёту,  у нас  нет ни одной составляющей: от  инфраструктуры для велосипедов - велодорожек, до нормального уровня жизни, - чтобы не было соблазна воровать прокатную технику. Да и мобильные номера у нас анонимные и  раздаются бесплатно в подземных переходах и на перекрёстках… 

Давайте пока,  хотя бы переходить на личный двухколёсный электротранспорт. Это удобно,  выгодно и полезно для здоровья.

Аlyur, ТМ Volta bikes

Фото автора