Свинец против лития: какой вид аккумуляторов выбрать для самодельного электромобиля
Начало цикла статей, пожалуйста, смотрите здесь
Основных типов аккумуляторов, активно применяющихся в электроавтомобилестроении ещё совсем недавно, было три:
- никель-металлогидридные аккумуляторные батареи: использовались в серийных электромобилях и гибридах, - в частности Тойотой, но сейчас сходят со сцены, уступив место литий ионным аккумуляторам;
- литий ионные аккумуляторы: используются для большинства современных серийных электромобилей
- гелевые свинцово-кислотные аккумуляторы: используются, как бюджетный вариант, в базовых комплектациях многих китайских серийных электромобилей.
Таким образом, на сегодняшний день, имеется два основных типа аккумуляторных батарей: литий ионные, и свинцово-кислотные. Литий железофосфатные аккумуляторы, -широкого применения в серийных электромобилях – не получили: из-за большего веса и большей стоимости, по сравнению с литий ионными батареями. Начнём со «свинца», - хорошо знакомого всем автомобилистам и более привлекательного из-за доступной цены.
Гелевые свинцово-кислотные аккумуляторы, - это аккумуляторы, в которых электролит не жидкий, а гелеобразный. От этого и происходит их название: гелевые. Электролит в виде геля почти не испаряется, а кроме того, не даёт осыпаться активной массе электродов на дно банок, тем самым предотвращая электроды от короткого замыкания и выхода батареи из строя. Срок службы качественных гелевых аккумуляторов, больше, примерно на 20-30%, чем у свинцово-кислотных аккумуляторов типа AGM, которые чаще всего применяются в лёгком электротранспорте: электровелосипедах, электроскутерах, электросамокатах, электроквадроциклах и т.д.
Правда и стоят гелевые аккумуляторы примерно на 15-25% дороже, чем аккумуляторы AGM, а аккумуляторы AGM, в свою очередь, стоят дороже, чем стартерные свинцово-кислотные батареи. Но, если смотреть по соотношению количества циклов заряда-разряда к стоимости разных подвидов свинцово-кислотных аккумуляторов, то у гелевых и AGM аккумуляторов, оно будет лучше, чем у стартерных.
В каких случаях оправдано применение гелевых свинцово-кислотных аккумуляторов на самодельных электромобилях?
- Их применение эффективно, если расстояние пробега невелико и составляет не более 70-80 км от одной зарядки.
В этом случае, вес аккумуляторов не перегружает электромобиль чрезмерно и в нём остаётся достаточный запас для полезной нагрузки. То, что свинцово-кислотные аккумуляторы, служат в 2-3 раза меньше литий ионных – не должно смущать: ведь и стоят они в 3-4 раза меньше. Значит, - налицо экономия денег. Поэтому, для самодельных электромобилей с небольшим расстоянием пробега, можно рекомендовать гелевые свинцово-кислотные аккумуляторы, а также аккумуляторы типа AGM.
А вот стартерные свинцово-кислотные аккумуляторы вместо тяговых – типа AGM, или гелевых, - лучше не ставить. Дело в том, что у этих типов аккумуляторов разная конструкция. Стартерные АКБ должны кратковременно давать большой ток. При работе стартёра они разряжаются на небольшую величину, а после начала работы двигателя, за короткое время, подзаряжаются генератором. Для того, чтобы выдавать большой ток, общая площадь электродов – для интенсивных химических реакций в стартерных аккумуляторах, увеличена. Но так как объём аккумуляторного бокса ограничен, увеличить площадь электродов можно только, сделав их тоньше. К тому же активную массу в стартерных аккумуляторах, ничего не удерживает от выпадения в осадок – электролит-то жидкий.
Осыпавшаяся на дно активная масса замыкает между собой положительные и отрицательные электроды. Всё, - приехали!
Поэтому, стартерные аккумуляторы в роли тяговых, - долго не живут. Это всё равно, что попытаться пахать на «Жигулях» вместо «Белоруси». Мощность двигателей у трактора и машины – примерно одинаковая, а вот назначение транспорта отличаются, как небо и земля.
В районе 80-100 км пробега на одной зарядке, для аккумуляторов находится, как бы переходная зона: можно ставить и свинцово-кислотные и литиевые. Какие всё-таки лучше, смотреть нужно в каждом конкретном случае. Если не хочется перегружать машину и есть возможности доплатить – лучше взять литий ионные, или литий железофосфатные батареи.
Если бюджет ограничен, - до 100 км, ещё можно ездить на свинцово-кислотных аккумуляторах. Но полезную нагрузку, в этом случае, уже придётся серьёзно ограничить.
А для пробега более 100 км, однозначно, потребуется литий. Правда, если ограничить мощность электродвигателя и максимальную скорость до 50 км в час, на «свинце» можно добираться и на 150-180 км, особенно, если электромобиль маленький и лёгкий. Но такой режим движения вряд ли устроит большинство и самих водителей и соседей по потоку в городе.
О том, какой тип литиевых аккумуляторов лучше: литий ионный, или литий железофосфатный, мы поговорим в следующей статье.
Allyur, ТМ Volta bikes
рисунки А.Галовой, специально для ТМ Volta bikes
Продолжение. Следующую статью, пожалуйста, смотрите здесь
* Перепечатка без ссылки на сайт www.e-bike.com.ua запрещена и преследуется по Закону о защите авторских прав
Теги: аккумуляторы для электромобилей Винница, аккумуляторы для электротранспорта Винница, аккумулятор для детских электромобилей Винница