Какие литиевые аккумуляторы для самодельного электромобиля лучше: литий ионные, или литий железофосфатные

01.09.2014

В электромобилях Тесла используются литий железофосфатные аккумуляторные батареи

Купить аккумуляторы для электромобилей в Виннице Вы всегда можете с помощью нашего сайта. О том какие из них больше подходят для данного вида транспорта мы поговорим прямо сейчас.

Вначале следует отметить, что разделение на литий ионные и литий железо фосфатные аккумуляторы в принципе неверно, потому что литий железо фосфатные аккумуляторы не являются отдельным видом. Они входят в группу литий ионных аккумуляторов в качестве одного из подвидов. Но так как мы не ставим целью изменить терминологию, используемую большинством продавцов и потребителей литиевых аккумуляторов, то и сами будем использовать прижившиеся названия.

В статье «Видео поездки на серийном электромобиле китайского производства» мы писали, что качественный  литий железофосфатные аккумуляторы, которые можно купить в Виннице, имеют мощность 18.2 квт / час с заявленным ресурсом 10 лет и используются для комплектации  электромобилей JAC на заводе в Китае стоит около 100 тысяч юаней (16700 долларов).  Не намного отличаются цены на качественные литий железофосфатные аккумуляторные батареи для серийных электромобилей  и на других заводах.

 

В то же время качественные литий ионные аккумуляторы стоят значительно дешевле. Почему так происходит и означает ли это, что литий ионные аккумуляторы хуже литий железофосфатных? Скорее всего даже наоборот.

И литий железо фосфатный и литий ионный  аккумулятор в Виннице имеют схожую конструкцию: герметичный корпус из алюминия, заполненный электролитом. В электролит погружены  электроды: катод из алюминия, анод – из меди. От замыкания электроды разделяет  пористая вставка. Электроды покрыты активной массой. Состав активной массы и химическая формула электролита определяют тип аккумулятора: литий ионный, или литий железо фосфатный.

Стоимость элементов двух разных типов, произведённых на одном заводе, почти одинаковая. А вот  характеристики литий ионного и литий железо фосфатного элементов существенно отличаются. Из-за разного химического состава активной массы и электролита литий железофосфатный элемент вырабатывает электрический ток с напряжением  3.2v, а литий ионный – выдаёт напряжение 3.7v. Во многих случаях литий ионные элементы ещё имеют и большую ёмкость по сравнению с литий железо фосфатными.

Для примера возьмём  два элемента с одинаковой массой, скажем 500 г. В одном литий железо фосфатном аккумуляторе можно запасти 64 ватт часа энергии (3.2v х 20Ah), а в таком же литий ионном поместится 92.5 ватт часа энергии (3.7v  х 25Ah) – то есть, в данном случае,  на 44.3% больше, чем в литий железофосфатном элементе.

Предположим, элементы стоят одинаково: по 20 долларов за штуку. Тогда для постройки батареи  96v200Ah нам  понадобится 208 литий ионных элементов, общим весом 104 кг и стоимостью 4160 долларов, либо 300 литий железо фосфатных элементов, общим весом 150 кг, на сумму 6000 долларов.  

Даже при одинаковой ёмкости элементов, вес и стоимость у литий железо фосфатного аккумулятора, будет на 15-16% выше, чем у литий ионного. Теперь понятно, откуда берётся разница в цене и почему у литий железо фосфатных аккумуляторных батарей вес больше, чем у литий ионных с аналогичной ёмкостью?

Сторонники литий железо фосфатных рекламируют в качестве выгоды  их применения больший ресурс. Это действительно так. Обычно, у литий железо фосфатных  аккумуляторных батарей ресурс больше, чем у литий ионных. Но у них, при этом, больше и вес, и стоимость. Сейчас я говорю об усреднённых характеристиках, потому что и литий ионные, и литий железо фосфатные аккумуляторы выпускают десятки заводов по всему миру, а сравнивать нужно конкретные элементы. Если Вы хотите купить литиевые аккумуляторы в Виннице, тогда воспользуйтесь нашей помощью и получите консультацию квалифицированных специалистов.

Делая сравнение, какой аккумулятор более выгоден, учитывают множество факторов:

- соотношение мощности к весу, или удельную ёмкость

- стоимость 1 ватт часа энергии

- ток разряда и заряда

- срок службы

- диапазон рабочих температур

- безопасность использования и возможность утилизации

Производители электромобилей уже сделали выбор аккумуляторов  за нас: большинство «проголосовало» за литий ионные батареи, как наиболее эффективные по совокупности параметров. Достаточно посмотреть в интернете на характеристики серийных электромобилей, чтобы убедиться в справедливости вышесказанного.

Недавно литий ионные аккумуляторные батареи впервые в истории, начала устанавливать на свои самолёты корпорация Боинг. Тем не менее,  некоторые производители электромобилей, например – «Тесла моторс», отдают предпочтение литий железо фосфату.

Какой тип литиевой батареи купить или  какой тип элемента выбрать для её создания, нужно решить, сравнивая характеристики предлагаемых на рынке батарей и элементов.

Самая большая проблема заключается в том, что многие поставщики литиевых аккумуляторов, завышают их характеристики, в первую очередь – срок службы. Иногда – это делается умышленно, чтобы получить преимущество перед конкурентами;  иногда – по незнанию, если некомпетентного продавца обманет маленький  и никому не известный завод, где-нибудь в Юго-восточной Азии. И если напряжение и ёмкость элемента мы можем проверить, то  как проверить заявленный срок службы, предположим 6 или 10 лет, в то время, как многие элементы ещё не «прожили» столько, так как их начали выпускать всего лишь 3 – 5 лет назад.

Интересно, что в википедии, авторы статьи «литий ионный аккумулятор», указывают, что стоимость литий железофосфатных аккумуляторов ниже, чем литий ионных. Чтобы опровергнуть информацию авторов этой статьи достаточно посмотреть в интернете цены на один и другой тип литиевых аккумуляторов аналогичной ёмкости.

В той же статье содержится ряд других спорных утверждений. Например: «.. не все аккумуляторы снабжаются защитой. В погоне за себестоимостью или емкостью защиту могут не ставить». Сравнивая на протяжении 7 лет  литиевые аккумуляторные батареи, выпускаемых большинством заводов Китая, я ни разу не встречал литиевые  батареи для электротранспорта без BMC (системы управления, обеспечивающие,  в том числе работу в оптимальном  диапазоне напряжений). Хотя допускаю, что это возможно для других категорий батарей, например, аккумуляторов или батарей для мелкой электроники на основе литий железо фосфата (эти ячейки выдают более стабильное напряжение, чем литий ионные).

Все эти нюансы и разночтения возникают потому, что производство и эксплуатация литиевых аккумуляторов – новая отрасль, которой от роду всего 30 лет. А её бурное развитие и вовсе пришлось на последнее десятилетие.

Поэтому выбор литиевой батареи для создания электромобиля своими руками – дело не простое, хотя  и состоит из двух простых этапов:

- получение максимально  большого количества параметров всех доступных на рынке элементов (или готовых литиевых аккумуляторных батарей)

- их сравнение.

Кстати, если Вам нужно выбрать качественные аккумуляторы для детских электромобилей в Виннице, тогда эти советы Вам также пригодятся.

Мы советуем нашим клиентам выбрать компетентного поставщика, информация которого вызывает доверие, а также поискать отзывы пользователей об эксплуатации той или иной аккумуляторной батареи.