Мотор колесо на 1 киловатт. Нужна ли такая мощность для электровелосипеда?
10.06.2014
Философия велосипеда с мотор колесом. Часть 1.
Около пяти лет назад, наша компания Volta bikes, начала продавать свои первые электровелосипеды с мотор колёсами мощностью 200 ватт. Это были предшественники модели Volta 929z, которая имеет следующие характеристики:
- Рама из алюминиевого сплава;
- Колёса диаметром 26 дюймов;
- Мотор колесо с редуктором, мощностью 200 ватт;
- Литий ионный аккумулятор 36 вольт, 10 ампер часов;
- Механизм переключения скоростей Shimano, 6 скоростей;
- Вес электровелосипеда 27 кг;
- Максимальная скорость, развиваемая при помощи мотор колеса – до 25 км/час.
- Расстояние пробега от одной зарядки аккумуляторов: до 40 километров.
На этом велосипеде электропривод практически не мешает ехать на педалях: во – первых: его вес находится в разумных пределах, почти как у обычных велосипедов со стальными рамами; во - вторых: мотор колесо, при отключении электродвигателя, обеспечивает лёгкий ход колеса на педалях или при движении накатом. 6 скоростей подобраны таким образом, чтобы обеспечить хорошую тягу на 1 (самой короткой) передаче и не слишком большой каденс (частоту вращения педалей) на 6 передаче при скорости до 35-40 км/час. По ощущениям, поездка на педалях на этом электровелосипеде, без подключения мотор-колеса, практически не отличается от поездок на обычном велосипеде.
Эта модель очень похожа на обычный «гибрид», но обладает тем огромным преимуществом, что позволяет пользоваться электроприводом, когда это необходимо. Я не зря выделил эти слова. Большинство людей (по крайней мере, в детстве) катались на велосипеде. Вот скажите, разве крутить педали тяжело? Нет, - скорее доставляет удовольствие. Это кстати один из немногих случаев, когда можно утверждать, что ты едешь. На остальном транспорте тебя везут.
На велосипеде тяжело крутить педали только в нескольких случаях:
- Если требуется максимальная скорость
- При большом расстоянии поездки;
- При сильном встречном ветре;
- При движении в гору, особенно на затяжных подъёмах.
Вот для этих случаев, умные люди и установили на велосипед мотор колесо (пожалуйста, читайте статью об изобретении электровелосипеда).
Мотор-колесо в «правильном» электровелосипеде выступает в качестве вспомогательного двигателя, ассистируя педалям там, где их тяжело крутить. Преимущество мотор колеса в том, что оно даёт возможность дозировать нагрузки. Например, Вы регулярно ездите (или хотели бы ездить) на велосипеде на работу. Скорее всего, для этого Вам потребуется сменная одежда и по возможности душ, - особенно в жаркую погоду. При езде на электровелосипеде, Вы можете помогать мотор колесом педалям (или наоборот) и уже не вспотеете, если только сами не захотите размяться. Таким образом, при поездках на электровелосипеде, сохраняется свежий вид и не возникает усталость ещё до начала работы. Кстати, по исследованиям учёных, люди не связанные с физическим трудом, больше всего устают не во время трудового дня, а в общественном транспорте, по дороге на работу и обратно.
То же самое справедливо и для велопрогулок. Положительные эмоции от них сменяются отрицательными, только при чрезмерных нагрузках, ну и ещё, - когда внезапно хлынет дождь. Рецепт получения положительных эмоций прост: купите велосипед с мотор колесом небольшой мощности и подключайте его во всех случаях, когда Вам тяжело или Вы устали, а также, когда просто лень крутить педали. А от дождя тоже есть верное средство - специальный велоплащ.
Для большинства видов поездок на электровелосипеде со скоростью до 25 км час лучше всего подходят мотор колёса мощностью 200-350 ватт с редуктором. Почему с редуктором? Ответ очень прост: редуктор позволяет развивать лучший крутящий момент (тягу), чем даже более мощные мотор колёса с прямым приводом. Представьте себе две машины: одна с коробкой передач, другая, такая же, но без КПП,- с колёсами, подключенными через сцепление, напрямую к двигателю. Такая же разница и между электровелосипедами, оборудованными двумя разными типами мотор колёс.
Обратите внимание, все крупнейшие западные компании от Mercedes, - до Lexus, разрабатывают новые модели электровелосипедов, именно с редукторными мотор колёсами мощностью 250 ватт.
При езде на электровелосипеде, особенно в городских условиях, его обычная средняя скорость составляет 15-20 километров в час. Примерно ту же среднюю скорость (20-30 км/час) в больших городах развивают и машины.
Максимальная скорость некоторых велосипедов с мотор колесом, например Volta S-26501 rst, может быть гораздо больше, - до 50 км/час. Но за счёт светофоров, бордюров, тротуаров, ям на дороге, - даже если Вы разгонитесь, предположим, до 50 км/час, то сразу после этого Вам придётся тормозить. И так постоянно: разгон, - торможение. Тогда зачем разгоняться, тратить энергию, изнашивать тормоза, тем более что на велосипеде, в условиях оживлённого движения в городе, ездить с большой скоростью, - просто опасно! Реально такие разгоны и торможения мало что добавят к средней скорости. Для сокращения времени поездки можно подумать над оптимальным маршрутом. В любом случае, на электровелосипеде, расстояние от дверей своей квартиры до места работы, Вы будете преодолевать быстрее, чем на общественном транспорте.
Рассмотрим вариант, когда велосипед с мотор колесом приобретается для катания на природе. Это хобби подразумевает получение удовольствия от созерцания природы или на худой конец, - тихих уютных улиц; свежего воздуха, вдыхаемого полной грудью. Умеренные физические нагрузки доставляют мышечную радость и выработку «гормонов счастья», а общение с близкими или друзьями во время поездок усиливают эти эффекты и на время отключают нас от повседневных забот. Теперь скажите, какое из этих удовольствий Вы можете получить, проносясь на хрупком двухколёсном, заведомо более опасном транспорте, по улицам или паркам со скоростью 40-50 км/час? Тут нужно успевать смотреть, чтобы с одной стороны не наехать на гуляющих людей и особенно, - детей, с другой, - чтобы самому не попасть в яму или под колёса грузовика.
Рассмотрим третий вариант использования электровелосипеда: Вы спортсмен, Вам нравится высокая скорость и адреналин. Думаю, что высокие скорости в велоспорте, достигаемые с помощью велосипеда с мотор колесом - это нонсенс. Купите обычный спортивный велосипед и тренируйтесь на здоровье.
Тогда зачем для электровелосипеда нужно мотор колесо мощностью 500-1000 ватт?
Я и сам бы хотел услышать аргументированный ответ на этот вопрос. Вариант: «запас карман не тянет», - тут не проходит. Ещё как тянет. Более мощные аккумуляторы и мотор колесо будут весить в полтора или два раза больше, чем комплект небольшой мощности, ассистирующий педалям. В результате получается непонятно что: по виду велосипед, но на педалях ехать тяжело; вес как у скутера, но скорость и расстояние пробега гораздо меньше. На мой взгляд, есть только один случай, когда реально требуется большая мощность (не скорость, а именно мощность) мотор колеса для электровелосипеда: это постоянные поездки по холмистой местности с большими перепадами высот. Разговор о преимуществах и недостатках разных типов мотор колёс мы продолжим завтра.
ТМ «Volta bikes»