Мотор-колеса: история триумфа. Мотор колесо в Украине.
13.04.2014
Удивительно, но факт: мотор-колесо, безоговорочно относимое нашими современниками к разряду хай-тек технологий будущего, было придумано еще в те времена, когда основным транспортным средством в мире, была конная повозка.
После создания во второй половине 19 века мощных и компактных электродвигателей, идея создания мотор-колеса, ввиду очевидности своей конструкции, витала в воздухе, и его изобретение было лишь делом времени.
Первый патент на мотор-колесо в далеком 1884 году получил американец Веллингтон Адамс из Сент-Луиса.
Спустя 6 лет, другой американец – Альберт Парселл из Бостона также получил патент на свою оригинальную конструкцию мотор-колеса.
На рубеже веков, в 1900 году, на Всемирной выставке в Париже, гениальный конструктор Фердинанд Порше продемонстрировал электромобиль Lohner-Porshe с передними ведущими электрическими мотор-колесами. Патент на электрическую силовую установку в 1906 году был продан компании «Daimler» и за 8 лет эта компания выпустила более 300 электромобилей с мотор-колесами.
Из-за больших успехов в создании и модернизации бензиновых двигателей внутреннего сгорания, вскоре они превзошли по многим параметрам электрические силовые установки – прежде всего по запасу хода. Технология создания транспорта с мотор-колесами была отложена на несколько десятков лет, чтобы дождаться своего звездного часа уже в веке нынешнем – двадцать первом.
В 60-90 годы прошлого века, к использованию мотор колес обращались не только большинство ведущих автостроительных компаний на западе, но и талантливые советские конструкторы.
Советский луноход, использующий в качестве двигателя электрические мотор-колеса в герметичном корпусе, разработанный Ленинградским ВНИИ «Трансмаш», подтвердил преимущества электрического привода на поверхности Луны.
В 70-х годах в Новосибирске конструировались мотор-колеса для легковых автомобилей. Итогом разработки стал выпуск в 1979 году на ВАЗе опытных образцов мотор-колес для «Жигулей». Эта новинка была представлена на различных выставках, в том числе на советско-американском симпозиуме по созданию электромобилей.
Другими известными изобретателями в области создания мотор-колес стали Александр Пунтиков и Борис Маслов. В 1998 году они запатентовали свою оригинальную концепцию мотор-колес и уже в 2000 году, в Америке, основали компанию «Wavecrest laboratories», занимающуюся выпуском мотор-колес для разных отраслей промышленности.
Российский изобретатель Владимир Шкондин, в начале 90-х годов придумал и запатентовал в 28 странах мира мотор-колесо, состоящее всего из 7 деталей. В русскоязычном техническом сообществе, этот тип мотор-колес (кстати, именно он чаще всего применяется в электровелосипедах) так и называется – «мотор-колесо Шкондина».
Французская компания «Michelin», всемирно известная не только своими разработками в области шин, но и исследованиями по созданию экономичного и экологически чистого транспорта, уже пятнадцать лет занимается разработкой инновационных мотор-колес для электромобилей. Мотор-колеса «Michelin active wheel» совмещают в одном узле тяговый электродвигатель, элементы управления и подвески. И все это при общем весе 35 килограмм, что не превышает вес обычного колеса легкового автомобиля!
Неудивительно, что многочисленные китайские производители, имеющие такую солидную теоретическую базу и конструкторские наработки из многих стран за последнюю сотню лет, наладили в гигантских масштабах выпуск мотор-колес для велосипедов и скутеров и похоже, в ближайшем будущем, намерены завалить весь мир дешевыми мотор-колесами для электромобилей.
С.Ветров
задний мост с электродвигателем для легкого и грузового транспорта
коллекторное мотор-колесо в разрезе
мотор-колесо для электроскутера
мотор-колесо мощностью 300 ватт с тормозным диском
мотор-колесо мощностью 500 ватт с тормозным диском
мотор-колесо мощностью 1 киловатт
мотор-колесо с аккумулятором и контроллером внутри
Облако тегов: электродвигатель Донецк, электродвигатель Житомир