Трёх-колёсные электроскутеры – доступное такси в Китае
08.08.2014
В предыдущей статье я рассказывал о использовании одноколесных скутеров solowheel и мотоциклов в качестве такси в Китае. Однако традиционный наёмный экипаж, здесь не мотоцикл и даже не машина. Классического рикшу я ещё застал в Пекине, на улице Ябао Лу, где расположен один из крупнейших оптовых рынков одежды, но ещё в конце прошлого (20) века.
классический велорикша
Расстояния там небольшие и пробежать за 5 юаней (на тот момент - около 60 центов) 2-3 квартала с седоком в коляске, по большому счёту, не так и тяжело. Вот она, эксплуатация человека человеком в чистом виде, помню, - подумал я тогда, ещё находясь под впечатлением социалистической идеологии. Подобный экипаж (на фото - памятник рикше в Гуанчжоу, Китай) использовался китайцами сотни лет, хотя императоры и вельможи, предпочитали, чтобы их носили в паланкинах. Дороги в то время, сами понимаете, - были не очень.
памятник рикше
Изобретение бароном Дрезом прототипа велосипеда и его дальнейшее усовершенствование, стало знаковым именно для Юго-восточной Азии. Ни в одной Голландии, Дании и Германии, нет столько велосипедов на душу населения, как в Китае, не говоря уж об их общем количестве. Ещё в 20-е годы прошлого века, китайцы оценили преимущества велосипеда и его огромные возможности, которые, к слову, Европа открывает для себя только сейчас, а для Украины, возможно, всё впереди. Велосипедная промышленность Китая, почти 100 лет назад начала выпускать множество специализированных моделей на все случаи жизни.
велорикша договаривается с клиентами
Уже в то время появились велорикши – прочные трехколёсные велосипеды с седлом для водителя и диванчиком для 2-4 человек сзади. Вся конструкция может быть укрыта от солнца и дождя съёмным тентом. Велорикши благополучно дожили до наших дней и увидеть, а при желании и нанять их, можно во многих городах: от Харбина до Шеньчженя. Понятно, что велорикша – транспорт ближнего радиуса действия. Он не поедет с пассажиром через весь город, - просто сил не хватит это сделать на одном дыхании, а вот 5-10 кварталов, - преодолеет за милую душу. Почему этот транспорт с педальным приводом не вымер до сих пор, в то время как выпускается множество моторизованных и электрических моделей, для меня остаётся загадкой.
велорикша Пекин-Москва
наши люди есть везде
Дальнейшим развитием велорикш, - стали моторикши, или как их называют во многих странах Юго-восточной Азии, за специфический звук двухтактного мотора, – «тук-тук». Шумные и дымные «тук-туки» не только эксплуатируются много лет в Индии, Вьетнаме, Южной Америке и Океании, но их новые модели по-прежнему разрабатываются и презентуются на китайских выставках. Только в самом Китае, от этого транспорта повсеместно отказываются, а в некоторых регионах даже запрещают его эксплуатировать, стимулируя тем самым переход на бесшумный и экологически чистый электротранспорт.
Трёхколёсные такси на электротяге, появившиеся в Китае в последние годы, также как их бензиновые предшественники, снабжены жестяными кабинками, вмещающих до 5 человек (вместе с водителем). Вот, только извините, кондиционеров и прочих удобств, типа массажных кресел, здесь нет. Китайские таксисты, так же как и их коллеги во всём мире, прекрасно знают коньюктуру рынка: большинство выезжают работать в часы пик,-утром и вечером, когда наличие пассажиров гарантировано. Вообще, ценовая политика этих электрических мини-такси, - очень гибкая и зависит от многих факторов: в дождь и во время наплыва пассажиров, цена всегда будет выше, в обычное время можно получить небольшие скидки, по сравнению с такси, оборудованными счётчиками; ну а ночью, - эти экипажи практически не ездят, полностью отдавая это время на откуп таксистам на автомобилях.
этот электроскутер рассчитан на трёх человек
Трёхколёсные электроскутеры, выполненные в варианте для пассажирских перевозок, - тоже транспорт ближнего радиуса действия и не заменяют, а только дополняют собой обычные такси. Хотя наблюдая, как во время «пик» эти экипажи перемещаются по велодорожкам, при необходимости ловко лавируя между машин на дорогах и часто заезжая на тротуары, становится понятно, что по скорости передвижения в условиях городских пробок, эти трёхколёсные электроскутера – такси, только немногим отстают от мотоциклов, но, безусловно, опережают все автомобили.
по тротуару - быстрее
Самые маломощные экземпляры (обычно трёхместные) оборудованы двигателями мощностью 500 – 1000 ватт подключёнными к одному из задних колёс, или одним мотор колесом такой мощности, а пятиместные чаще всего используют электродвигатели мощностью 1.5 – 2.2 квт, передающих крутящий момент через редуктор на полноценный задний мост.
электроскутера производит много заводов
новые модели на выставке
Вся армия электроскутеров питается от свинцово-кислотных аккумуляторов, - использовать литий-ионные аккумуляторы для коммерческого транспорта китайцы пока не спешат, потому что на первом плане стоит задача не снижение веса электроскутера и даже не увеличение его пробега от одной зарядки аккумуляторов, а минимальная себестоимость поездки и, соответственно, увеличение прибыли.
новая модель электроскутера - такси
симпатичный дизайн и кузов почти как у авто - но это тоже трёхколёсный электроскутер.
До больших скоростей эти трёхколёсные конструкции не разгоняются, ограничиваясь крейсерской скоростью около 25 км/час и только в отдельные моменты ускоряясь до 30 с лишним километров в час. Но большего и не требуется: во-первых разгоняться в условиях загруженных улиц просто негде, а во вторых, делать это на неустойчивом трёхколёсном электроскутере, - опасно. Так и сосуществуют в Китае три основных вида такси: 4-х колёсное, - в виде автомобилей; 3-х колёсное - электроскутера и двухколёсное – мотоциклы.
трёхколёсные такси ожидают клиентов
очередь за пассажирами из трёхколёсных мотоциклов
Во многих случаях они конкурируют друг с другом, но в большинстве – дополняют и заменяют недостающее звено. В выигрыше от этого, в первую очередь, - потребители.
Allyur, специально для ТМ «Volta bikes»
Пекин – Шанхай – Гуанжоу, 2012 г.
Фото автора.