Трёх-колёсные электроскутеры – доступное такси в Китае

08.08.2014
    В предыдущей статье  я рассказывал о использовании одноколесных скутеров solowheel и мотоциклов в качестве такси в Китае.  Однако традиционный наёмный экипаж,  здесь не мотоцикл и даже не машина. Классического рикшу я ещё застал  в Пекине, на улице Ябао Лу, где расположен один из крупнейших оптовых рынков одежды, но  ещё в конце прошлого (20) века.
классический велорикша
классический велорикша
 
   Расстояния там небольшие и пробежать  за 5 юаней (на тот момент - около 60 центов) 2-3 квартала с седоком в коляске, по большому счёту, не так и тяжело. Вот она,  эксплуатация человека человеком в чистом виде, помню, - подумал я тогда, ещё находясь под впечатлением социалистической идеологии. Подобный  экипаж  (на фото - памятник рикше в Гуанчжоу, Китай) использовался китайцами сотни лет, хотя императоры и вельможи,  предпочитали, чтобы их носили в паланкинах. Дороги в то время, сами понимаете, - были не очень.
памятник рикше
памятник рикше
 
   Изобретение бароном  Дрезом прототипа велосипеда и его дальнейшее усовершенствование, стало знаковым именно для Юго-восточной Азии. Ни в одной Голландии, Дании и Германии, нет столько  велосипедов на душу населения, как в Китае, не говоря уж об их общем количестве. Ещё в 20-е годы прошлого века, китайцы оценили преимущества велосипеда и его огромные возможности, которые, к слову, Европа открывает для себя только сейчас, а для Украины, возможно, всё впереди.  Велосипедная промышленность  Китая,  почти  100 лет назад начала  выпускать множество специализированных  моделей на все случаи жизни.
велорикша договаривается с клиентами
велорикша договаривается с клиентами
 
   Уже в то время появились велорикши – прочные трехколёсные велосипеды с седлом для водителя и диванчиком для 2-4 человек сзади. Вся конструкция может быть укрыта от солнца и дождя  съёмным тентом. Велорикши благополучно дожили до наших дней и увидеть, а при желании и нанять их,  можно во многих городах: от Харбина до Шеньчженя. Понятно, что велорикша – транспорт ближнего радиуса действия. Он не поедет с пассажиром через весь город, - просто сил не хватит это сделать на одном дыхании, а вот 5-10 кварталов, -  преодолеет за милую душу. Почему этот транспорт с педальным приводом не вымер до сих пор, в то время как выпускается множество моторизованных и электрических моделей, для меня остаётся загадкой.
 
 велорикша Пекин-Москва
велорикша Пекин-Москва
 
наши люди есть везде
наши люди есть везде
 
 
   Дальнейшим развитием велорикш, - стали моторикши, или как их называют во многих странах Юго-восточной Азии, за специфический звук двухтактного мотора,  – «тук-тук». Шумные и дымные «тук-туки» не только эксплуатируются много лет  в Индии, Вьетнаме, Южной Америке и Океании, но  их  новые модели по-прежнему  разрабатываются  и  презентуются на китайских выставках. Только в самом Китае, от этого транспорта повсеместно отказываются, а в некоторых регионах даже  запрещают его эксплуатировать,  стимулируя тем самым переход на бесшумный и экологически чистый электротранспорт. 
 
   Трёхколёсные такси  на электротяге, появившиеся в Китае в последние годы,  также как их бензиновые предшественники,  снабжены жестяными кабинками, вмещающих до 5 человек (вместе с водителем). Вот, только извините, кондиционеров и прочих удобств, типа массажных кресел,  здесь нет. Китайские таксисты, так же как и их коллеги во всём мире, прекрасно знают коньюктуру рынка: большинство выезжают работать в часы пик,-утром и вечером, когда наличие пассажиров гарантировано. Вообще,  ценовая политика этих электрических мини-такси, -  очень гибкая и зависит от многих факторов: в дождь и во время наплыва пассажиров,  цена всегда будет выше, в обычное время можно получить небольшие  скидки, по сравнению с такси, оборудованными счётчиками; ну а ночью, -  эти экипажи практически не ездят, полностью отдавая это время на откуп таксистам на автомобилях.
 этот электроскутер рассчитан на трёх человек
этот электроскутер рассчитан на трёх человек
 
   Трёхколёсные электроскутеры, выполненные в варианте  для пассажирских перевозок, - тоже транспорт ближнего радиуса действия и не заменяют, а только  дополняют собой обычные такси. Хотя наблюдая, как во время «пик» эти экипажи перемещаются по велодорожкам,  при необходимости ловко лавируя между машин на дорогах  и часто заезжая на тротуары, становится понятно, что по скорости передвижения в условиях городских пробок, эти трёхколёсные электроскутера – такси, только немногим отстают от мотоциклов, но,  безусловно, опережают  все автомобили.
 
 по тротуару - быстрее
по тротуару - быстрее
 
   Самые маломощные экземпляры (обычно трёхместные) оборудованы двигателями мощностью 500 – 1000 ватт подключёнными к одному из задних колёс, или одним мотор колесом такой мощности,  а пятиместные чаще всего используют электродвигатели мощностью 1.5 – 2.2 квт, передающих крутящий момент через редуктор на полноценный задний мост.
электроскутера производит много заводов
электроскутера производит много заводов
 
новые модели на выставке
новые модели на выставке
 
   Вся  армия электроскутеров питается от свинцово-кислотных аккумуляторов, - использовать литий-ионные аккумуляторы для коммерческого транспорта китайцы пока не спешат, потому что на первом плане стоит задача не снижение веса электроскутера и даже не увеличение его пробега от одной зарядки аккумуляторов, а минимальная  себестоимость поездки и, соответственно,  увеличение прибыли.
новая модель  электроскутера - такси
новая модель  электроскутера - такси
 
симпатичный дизайн и кузов почти как у авто - но это тоже трёхколёсный электроскурет
симпатичный дизайн и кузов почти как у авто - но это тоже трёхколёсный электроскутер.
 
место водителя в трёхколёсном электроскутере электротрицикл вид сзади
   До больших скоростей эти трёхколёсные конструкции не разгоняются, ограничиваясь крейсерской скоростью около 25 км/час и только в отдельные моменты ускоряясь до 30 с лишним километров в час. Но большего и не требуется: во-первых разгоняться в условиях загруженных улиц просто негде, а во вторых, делать это на неустойчивом трёхколёсном электроскутере, -  опасно. Так и сосуществуют в Китае три основных вида такси:  4-х колёсное, - в виде автомобилей;  3-х колёсное -  электроскутера и двухколёсное – мотоциклы.
трёхколёсные такси ожидают клиентов
трёхколёсные такси ожидают клиентов
очередь за пассажирами из трёхколёсных мотоциклов
очередь за пассажирами из трёхколёсных мотоциклов
 
   Во многих случаях они конкурируют друг с другом, но в большинстве – дополняют и заменяют недостающее звено. В выигрыше  от этого,  в первую очередь, - потребители.
 
Allyur, специально для ТМ «Volta bikes»
Пекин – Шанхай – Гуанжоу,  2012 г.
Фото автора.