Выбор типа аккумулятора для электровелосипеда.

03.06.2014

Если Вы решили собрать электровелосипед своими руками, то не помешает вначале разобраться в его принципе работы. Основные элементы, которые превращают обычный велосипед в электробайк, - это мотор-колесо, контроллер и аккумулятор для электровелосипеда . В этой статье мы поговорим о выборе, покупке и самостоятельной сборке аккумуляторной батареи для электровелосипеда.  

Существует несколько вариантов получения аккумуляторной батареи (АКБ):
 
1. Купить аккумулятор для электровелосипеда от проверенного производителя, убеждаясь в подходящих параметрах; 
2. Приобретаем LiPo или LiFepo4 ячейки, и собираем батарею самостоятельно;
3. Альтернативным вариантом может быть заказ батареи с  необходимыми параметрами;
 
   Какой аккумулятор для электровелосипеда используют?
 
   Электробайки комплектуются следующими типами аккумуляторов: литий железо фосфатными (ещё говорят: Лифер), литий-ионными  (Литий), литий-полимерными (ЛиПо), и свинцово-кислотными. Новички, а также люди, патологически испытывающие нехватку денежных средств, либо пытающиеся их сэкономить, - чаще всего используют свинцовые батареи типа AGM. Некоторые «Кулибины» идут ещё дальше и составляют батареи из элементов для источников бесперебойного питания, которые стоят дешевле всего. Основная проблема этих элементов заключается в том, что они расчитаны на поверхностные токи, а в режиме глубоких разрядов – зарядов, живут очень недолго. Заводские АКБ типа AGM работают лучше и дольше, потому что предназначены для использования в качестве тяговых для электротранспорта. При покупке нужно только протестировать аккумулятор, чтобы убедиться в его работоспособности. Как это делать – подробно описано в статье : …, поэтому повторяться не будем.   
 
   Теперь рассмотрим каждый тип батарей подробнее:
 
1) Свинцово-кислотные АКБ стоят дешевле других, они неприхотливы в эксплуатации и способны работать в мороз. Эти батареи безопасны в использовании, но тяжелее других, а потому нагружают электровелосипед, ухудшая его управляемость и уменьшая грузоподъёмность. Если же взять батареи с небольшой ёмкостью и весом, меньше рекомендованных производителем, для данного типа мотор колеса, то при большом токе разряда,  их емкость уменьшается. При езде с небольшой батареей, -  рекомендуется сильно не газовать, быстро не разгоняться, и воздерживаться от высоких скоростей. Разряжаясь полностью, батарея быстро теряет емкость и способность к восстановлению. Поэтому установка маломощных свинцово-кислотных аккумуляторов не даёт ничего хорошего ни в плане максимальной скорости и пробега, ни в плане их долговечности. Экономите только на весе, но менять аккумуляторы придётся в 2-3 раза чаще, чем нормальной ёмкости. Поэтому, если брать «свинец», то только той ёмкости, которая рекомендована.
 
Свинцово-кислотная АКБ.

 
2) Литий-полимерные АКБ дешевле других, имеют большой ток отдачи и небольшой вес. Такие аккумуляторы, кстати, ставят во всю мобильную электронику – от мобилок до ноутбуков. Служат они надёжно и без сюрпризов обычно 4-5 лет. Если относиться особо бережно, - то и больше. Главным недостатком этих батарей считается их слабая пожароустойчивость.  При механическом повреждении или перезаряде возможно их возгорание. Поэтому избегайте первого риска, а для предотвращения второго, - пользуйтесь штатным зарядным устройством, которое все нормальные фирмы продают в комплекте с аккумулятором. ЛиПо батареи также  не любят  морозы, - в том плане, что они работают, но ёмкость у них снижается. Заряжать на морозе такие АКБ – тоже нельзя. Для улучшения безопасности, этот тип батарей, в случае самостоятельной сборки, рекомендуется защищать пожаробезопасной тканью, пакетами и корпусом, и желательно быть всегда начеку.  Элементы батареи не требуют тщательной балансировки, как другие типы АКБ.
 
Литий-полимерная аккумуляторная батарея оптимальная по качеству и цене.
 
3) Литий-ионные батареи  безопаснее, чем ЛиПО, мороза они боятся чуть меньше, весят больше и стоят дороже (ценовая вилка  между батареями LiPo и LiFePO4). Самая распространённая разновидность этих АКБ, -  литий-марганцевые. К литий ионным относится и литий железо-фосфатный аккумулятор (LiFePO4), который характеризуется большой удельной мощностью,  безопасностью, возможностью эксплуатации на морозе, а также большим количеством циклов заряда/разряда. Правда, стоит он дороже и в пересчёте на общее количество отдаваемой энергии за всё время работы, энергия, получаемая от литий железофосфатных аккумуляторов, будет ничуть не дешевле энергии, от литий полимерных батарей.