Использование велосипедов в армии

29.07.2014

    История использования велосипедов в военных целях насчитывает без малого полтора века. Впервые боевое применение  они получили  в 1870 году во время Франко-Прусской войны. Посыльному на велосипеде удалось прорваться из осажденного Парижа с военным донесением. Через 15 лет, в 1885 году в армии Великобритании была сформирована специальная часть  пехотинцев на  велосипедах. Это подразделение могло быстро передислоцироваться и противостоять противнику, в том числе и кавалерии. Успешное применение самокатчиков привело к тому, что в Англо-бурской войне таких подразделений в  армии Великобритании насчитывалось уже несколько.

   Они были гораздо быстрее пехоты, передвигались бесшумно, перевозили большие грузы по бездорожью. 

   Вслед за Великобританией велосипедные части стали создавать и в других армиях мира: во Франции, в Германии, в Бельгии, в Италии, в Швейцарии, в Китае и Японии.

 
   Не осталась в стороне и Российская империя. Князь Б.Потемкин в 1887 году издал книгу «Велосипед и его применение в военном деле».

 
   Самокатная команда в Российской армии была сформирована в 1897 году. Как видно на фотографии тех лет, даже генерал Плюцинский принимал парад самокатчиков под Белстоком на велосипеде. 

 
   Замечательной иллюстрацией «военизацией» велосипеда может служить Simms Armoured Quadricycle, появившийся в 1899 году. Фактически, это четырёхколёсный велосипед, с установленным на нем пулеметом Maxim. В ответ на такую конструкцию французы придумали свой вариант велосипеда-трицикла с установленным на нем пулеметом. Следует отметить, что такой вариант конструкции был удачнее. Рама велосипеда была оснащена упорами, что давало большую устойчивость при стрельбе пулемета. 
   Замечательной иллюстрацией «военизацией» велосипеда может служить Simms Armoured Quadricycle, появившийся в 1899 году. Фактически, это четырёхколёсный велосипед, с установленным на нем пулеметом Maxim. В ответ на такую конструкцию французы придумали свой вариант велосипеда-трицикла с установленным на нем пулеметом. Следует отметить, что такой вариант конструкции был удачнее. Рама велосипеда была оснащена упорами, что давало большую устойчивость при стрельбе пулемета. 
   Замечательной иллюстрацией «военизацией» велосипеда может служить Simms Armoured Quadricycle, появившийся в 1899 году. Фактически, это четырёхколёсный велосипед, с установленным на нем пулеметом Maxim. В ответ на такую конструкцию французы придумали свой вариант велосипеда-трицикла с установленным на нем пулеметом. Следует отметить, что такой вариант конструкции был удачнее. Рама велосипеда была оснащена упорами, что давало большую устойчивость при стрельбе пулемета. 
   Замечательной иллюстрацией «военизацией» велосипеда может служить Simms Armoured Quadricycle, появившийся в 1899 году. Фактически, это четырёхколёсный велосипед, с установленным на нем пулеметом Maxim. В ответ на такую конструкцию французы придумали свой вариант велосипеда-трицикла с установленным на нем пулеметом. Следует отметить, что такой вариант конструкции был удачнее. Рама велосипеда была оснащена упорами, что давало большую устойчивость при стрельбе пулемета. 
 
   К началу Первой мировой войны велосипедные подразделения входили в состав всех воюющих армий. Наиболее требованиям походной военной службы отвечали Французский самокат Peugeot Жерара, немецкий Adler и японский «Хара». Но у них были и недостатки:  большой вес и сложная система складывания. 
 
   Одним из самых удачных военных велосипедов того времени можно считать конструкцию А.Базилевского, запатентованную в 1910 году. Этот велосипед выгодно отличался простотой конструкции, быстротой складывания и надежностью. Именно этими моделями были снабжены лейб-гвардии Семеновский полк, Павловский и Измайловский полки. В 1915 году предприятием «Дукс» был разработан новый, идеальный военный велосипед, названный «Дукс боевой». С февраля 1916 года выпуск этих велосипедов производился Харьковской фабрикой «Россия» А.Лейтнера.  Фронту требовалось большое количество велотехники. Нужно отдать должное фабрике: несмотря на условия военного времени, предприятию удалось не допустить срывов производства и графиков сдачи армейским заказчикам военных велосипедов. До ноября 1917 года фабрикой «Россия» было изготовлено для армии 3600 экземпляров «Дукса боевого». 
 
   Период Первой мировой войны был отмечен также появлением  других весьма любопытных моделей велосипедов. К примеру, в Трансваале (Южная Африка) для быстрой переброски солдат использовались двухместные и даже восьмиместные велосипеды. Они получили название «железнодорожных велотранспортеров».
 
   К началу Второй мировой войны практически все армии мира имели войсковые велосипедные подразделения. Самые крупные из них имелись у Германии и Японии. Красная армия после Финской войны, от регулярных велочастей отказалась. Остальные же воюющие страны успешно использовали велосипеды не только для доставки сообщений, но и для эвакуации раненных, проведения разведки, установления связи. В подавляющем большинстве это были легкие, складные конструкции, которые с помощью ремней крепились за спиной солдата. 
 
   Для Итальянских берсальеров (элитного подразделения стрелков) конструкторы Натали и Бианчи разработали армейский складной велосипед. Он весил всего 11 килограмм.  Стрелки преодолевали на таких велосипедах до 120-ти км в день. Специальная  подготовка берсальеров позволяла им, не сходя с велосипедов, вступать в бой.  
 

   Но наибольшее число велосипедов, невзирая на высокую моторизацию войск, насчитывалось на вооружении Германской армии. Архивные фотодокументы и кинохроника тех лет, свидетельствуют о том, что немцы широко использовали велосипеды во всех видах войсковых соединений. Легкими складными моделями оснащались даже парашютисты. Следует отметить, что если  в начале Второй мировой войны велосипед служил, как вспомогательная техника немецкой армии,  то в конце –  являлся острой  необходимостью.  Испытывая  дефицит бронетехники, зимой   44-45 г.г. немецкое командование принимает решение: для обеспечения максимальной мобильности, оснащать фаустпатронами  противотанковые велосипеды. У рулевой стойки велосипеда закреплялись два снаряда, а на багажнике – дополнительный ящик с патронами. Подобная модель получила название «Панцерфауст». С их помощью гитлеровские войска сумели нанести определённый ущерб  советской бронетехнике, особенно в боях за Берлин. 
 
   Вторая мировая война дала мощнейший рывок в качестве технического вооружения воюющих армий. Но, даже после ее окончания, активное использование армейских велосипедов прекратилось не сразу. В Швеции велосипеды оставались на вооружении до 2001-го года. Активно использовались велосипеды во время Вьетнамской войны в труднопроходимых джунглях. Во время войны в Ираке успешно использовались американцами велоподразделения для проведения стратегической разведки объектов. 
 
   В настоящее время, пожалуй, самый большой велопарк  насчитывает армия Швейцарии. Это около 5,000 велобойцов  из 220-ти тысячной армии. Так уж сложилось, что велосипед Militarvelo различных модификаций является неотъемлемой частью швейцарской армии.
 
   Но это не означает, что армия Швейцарии бедная и у них нет денег на бронетранспортёры. Она  располагает самыми современными самолета.