Выгоден ли электромобиль сегодня?

01.09.2014

Электроавтомобили Одесса и другие города Украины

Сравнение стоимости владения электроавтомобилем в Одессе с автомобилями, оборудованными дизелем и бензиновым мотором.

Для того, чтобы понять, выгодно ли построить и эксплуатировать самодельный электромобиль,  для сравнения  выясним затраты на  покупку и эксплуатацию:
-  Серийного электромобиля;
-  Автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. 
   При этом мы не будем рассматривать престижные дорогие  марки, имеющие большую себестоимость поездок за счёт высокой цены самой машины. 
   Мы сравним массовые и доступные модели автомобилей  без излишеств, выполняющие свою основную функцию – перевозку пассажиров и багажа  с разумной скоростью, умеренным расходом топлива  и достаточной степенью комфорта. 
   Сразу замечу, что мы не учитываем, безусловно, важные экологические аспекты, –  рассматриваем только экономику!
   Из небольшого перечня доступных (в Европе)  электромобилей, возьмём для сравнения Nissan Leaf, признанный автомобилем 2011 года в Европе.
 
Электромобили в ОдессеВот его технические характеристики:
Размеры: длина/ширина/высота, мм - 4445х1770х1550
Колёсная база, мм - 2700
Снаряжённая масса, кг - 1525
Разгон 0-100 км/час, с - 11.9
Максимальная скорость км/час  - 140
Мощность двигателя, кВт/л.с. -  80/109
Крутящий момент, Нм -  280
Ёмкость батареи, кВт/час - 24
Запас хода, км - 175 (максимальный, по данным производителя)
Запас хода, км 120-130 (средний, по отзывам владельцев)
Расход электроэнергии, кВт/час/100 км : 14 - 16 (по моим расчетам)
Цена в Европе (в Украине пока не продаётся) 35 - 40 тысяч евро (для сравнения,  примем цену в 49 тысяч долларов)
Электромобили

Из автомобилей с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) возьмём среднестатистический автомобиль гольф-класса KIA CEED с турбодизелем.  В Европе, -  это самый распространённый тип машины: универсалы и хэтчбеки  разных марок класса «С»  с дизельным двигателем, - занимают до 70 процентов рынка. Поэтому  KIA  CEED ,- как бы обобщающий образ современных  экономичных автомобилей, средней ценовой категории. На его месте могли бы быть одноклассники, производства   Volkswagen,  Skoda, Renault, Peugeot, Hyundai, Ford и другие.
 
собрать электромобильВот  технические характеристики KIA CEED SW:
Размеры: длина/ширина/высота, мм  4490х1790х1525
Колёсная база, мм  2650
Снаряжённая масса, кг  1419
КПП: 6-и ступенчатая, механическая
Разгон 0-100 км/час, с 11.2
Максимальная скорость км/час  197
Мощность двигателя, кВт/л.с.  94 /128
Крутящий момент, Нм  255
Средний эксплуатационный расход дизтоплива 6 л /100 км (реальный  в городе – 6.8 л/100 км, на трассе - 5.0 л/100 км.
Запас хода на полном баке, км  (реальный, город/трасса) 850км / 1150 км
Цена в Украине: 23700 долларов
 
Электромобили в Одессе
 
   Для полноты картины, добавим к сравнению,  одну из массовых бюджетных моделей с бензиновым двигателем, - например ВАЗ 2110. (На её месте также могли быть и ЗАЗ Sens, и Renault Logan и Daewoo Nexia, и разные модели «китайцев»). 
 
ЭлектромобилиВот технические характеристики ВАЗ 2110:
Размеры: длина/ширина/высота, мм  4265х1680х1420
Колёсная база, мм  2492
Снаряжённая масса, кг  1060
Разгон 0-100 км/час, с 12
Максимальная скорость км/час  185
Мощность двигателя, кВт/л.с.  65.5 /89
Крутящий момент, Нм  131
Средний расход бензина – 9 л /100 км (реальный, в  городе -  11л/100 км., на трассе - 7 л/100 км.)
Запас хода на полном баке, км  (реальный, город/трасса) 400км / 630 км
Цена в Украине: около 8800 долларов.
Примечание: указанные цифры расхода топлива получены на конкретных машинах при спокойной манере езды (скорость на трассе – 100 - 110 км/час, в городе - без «гонок») и соотношении пробега город / трасса примерно 70:30. 
 
У разных владельцев, в зависимости от манеры езды, технического состояния машин, места жительства (загруженность дорог), качества топлива и т.д., показатели топливной экономичности могут отклоняться, - как в меньшую, так и в большую сторону. 
   Средний годовой пробег всех «конкурсантов», согласно статистике,  оценим в 20000 км. В него входят: ежедневные поездки по городу, периодические загородные поездки и 1-2 путешествия с семьёй в течение года.
Теперь внесём основные  эксплуатационные данные  в таблицу и посмотрим, какая стоимость владения разными типами авто у нас получится.
Стоимость эксплуатации (топливо, энергия и ТО)
Примечание:
- расчет эксплуатационных расходов выполнены с учетом предполагаемого ежегодного 10% подорожания;
- базовая стоимость Эл. Энергии: 0,34 грн за 1кВТ или 0,0422$;
- базовая стоимость бензина А-95 и ДТ: 10,5грн за 1 л или 1,304$;
 
Для объективности учёта затрат, исходя из уровня инфляции в последние годы, я заложил прогнозируемое увеличение стоимости электроэнергии, топлива и техобслуживания  на 10 % ежегодно.

Примерная стоимость владения транспортными средствами (без учета остаточной стоимости)

Модель стоимость транспортного средства, дол.США 3 года, дол.США 5 лет, дол.США 7 лет, дол.США 8 лет, дол.США  9 лет, дол.США 10 лет, дол.США 11лет, дол.США 12лет, дол.США
Nissan Life 49000 49622 50147 50783 57149 57522 57995 58482 59018
KIA Ceed 23700 29406 34226 40060 43422 47120 51888 55663 60586
ВАЗ 2110 8800 16903 23745 32023 36793 42040 47812 54161 61145

Примечание:

- стоимость владения рассчитана путем сложения стоимости транспортного средства с расходами на его эксплуатацию за соответствующий период при ежегодном пробеге в 20000км.

   Как видим, самая высокая стоимость владения –  у электромобиля Nissan Leaf. Только на двенадцатый год эксплуатации (!)  совокупность всех расходов, включая  стоимость самой машины, у него будет ниже, чем у дизельного KIA CEED.
   К этому же  рубежу, стоимость владения ВАЗ 2110,  превзойдёт NISSAN Leaf и KIA. Такой неожиданный итог для ВАЗа – результат повышенного расхода топлива у бензиновых двигателей недорогих моделей машин.
 
   Выходит, бюджетные модели, в долгосрочной перспективе обходятся дороже современных и экономичных.
После 8 лет эксплуатации я «запланировал» для   Nissan,  покупку новой литиевой батареи за 6000 долларов, потому что средний срок эксплуатации литиевых  батарей на сегодняшний день составляет 5-8 лет. Да и  представители самой компании Nissan сообщают, что в долговечности батареи пока не уверены.   Таким образом кажущаяся экономия на дешёвом электричестве, оборачивается дополнительными затратами на аккумуляторы, которые стоят от  6 до 9  тысяч  долларов.  
   Если же топливо будет дорожать ежегодно меньше, чем на 10 %, а такой вариант развития событий  весьма вероятен, в связи с внедрением технологий добычи сланцевой нефти и газа, то  электромобиль, за время своей эксплуатации может вообще не окупиться! (по сравнению с суперэкономичными дизелями)
   Некоторые читатели скажут, что ДВС через 10 лет или 200 тысяч пробега, тоже потребуют капитального ремонта. По своему опыту, могу казать, что это не так. Ресурс современных двигателей при правильной эксплуатации  и использовании восстанавливающих присадок,  может достигать 500 тысяч км и даже больше.
   То есть, даже если электромобиль подешевеет и появится в Украине,  по цене, скажем, в   35 тысяч долларов, с учётом покупки новой батареи, стоимость владения им останется выше, чем у экономичных автомобилей с ДВС, на протяжении целых 7-9 лет эксплуатации.
   А если взять машину класса не «С», а «В» или даже «А», с таким же современным турбодизелем, то за счёт ещё более низкого среднего расхода (до 4 -5 литров  на 100 км.), можно существенно уменьшить расходы на её эксплуатацию. Что, кстати,  в Европе и делают: после 5-7 лет владения, продают машины, которые не выработали свой ресурс даже на треть, но уже требуют повышенных расходов на эксплуатацию, а сами покупают новую экономичную модель.
   Вывод напрашивается сам собой: даже если не принимать в расчет небольшой пробег электромобиля от одной зарядки, при существующих ценах на электроавтомобили в Одессе и углеводородное топливо, эксплуатация первых невыгодна, -  до запредельного подорожания второго. 
   Конечно, эта попытка прогнозирования, достаточно субъективна.  Время обязательно внесёт коррективы в мои расчёты.
   Вот, если бы уменьшить стоимость  электромобилей  до уровня бензиновых, тогда  эксплуатация на небольших дистанциях,  в первую очередь -  в городах, безусловно, будет экономически оправдана уже сегодня.
   Не секрет, что себестоимость продукции крупных автомобильных корпораций,  составляет всего около 30 процентов от продажной цены. Остальные  70% - это налоги, маржа дилеров, затраты на разработки новых моделей автомобилей, ну и собственно, прибыль компаний.  
Имея такой резерв, можно рассчитывать на некоторое снижение цен на электромобили в будущем, когда рынок  насытится за счёт конкуренции между производителями. Однако больших скидок не будет, потому что производство электромобиля на сегодняшний день обходится примерно в полтора раза дороже, чем традиционного автомобиля с такими же размерами.
В Америке и Европе, государство дотирует покупку электромобилей и предоставляет их владельцам  множество преференций – от бесплатной парковки и въезда в исторические центры городов, закрытых для другого транспорта, до налоговых льгот. Но в Украине, такое стимулирование развития экологически чистого транспорта, в ближайшие годы  нереально, - поэтому производители электромобилей пока откладывают продажи этого транспорта у нас,  предпочитая более выгодные рынки. 
Остаётся надежда на скорый приход недорогих китайских электромобилей. Но в случае покупки такой машины,  аккумуляторные батареи, скорее всего, придётся менять чаще, чем у Nissan и Mitsubishi, а надежность изделий китайского автопрома ещё некоторое время будет уступать ведущим мировым маркам.
Но  уже сейчас можно быстро и  недорого (по сравнению с серийными электромобилями) решить вопрос электрификации личного транспорта. 
Переоборудовав  Таврию,  Жигули, да практически любую машину, хоть и грузовичок, -  их можно  эксплуатировать  гораздо дешевле, при условии, что Вас устроит пробег от одной зарядки  в 70-80, ну максимум -  100 километров.
 
Любую самодельную или переоборудованную машину, предназначенную для эксплуатации на дорогах общего пользования, нужно зарегистрировать в МРЭО ГАИ.
Это требование нужно обязательно учитывать при  принятии решения о переоборудовании автомобиля на электротягу. 
Поэтому в следующем материале, через 1-2 недели,  мы рассмотрим тему «Регистрация самодельного электроавтомобиля»
 
                                                                                              ТМ «Volta bikes»
 * Перепечатка без ссылки на сайт www.e-bike.com.ua  запрещена и преследуется по Закону о защите авторских прав