Регистрация самодельного электромобиля.

01.09.2014

Электроавтомобили

Регистрация самодельного электромобиля  в Украине – непростое занятие, так как не существует чёткой нормативной базы по этому вопросу. «Быть или не быть» регистрации,   зависит от  местного МРЭО и от экспертов, выдающих разрешения. 

Но в любом случае, если хотите без проблем ездить на самодельном, либо переоборудованном электромобиле из серийного авто, -  его необходимо регистрировать.
Это реально и возможно. Опыт регистрации переоборудованных электромобилей есть. 
 
Вначале хочу привести определение электромобиля: 
«Механическое транспортное средство - транспортное средство, которое приводится в движение с помощью двигателя. Этот термин распространяется на тракторы, самоходные машины и механизмы (кроме транспортных средств, рабочий объем двигателя  которых не превышает 50 куб. см), а также троллейбусы и транспортные средства с электродвигателем мощностью свыше 3 кВт.» (Раздел 1. ПДД Украины )
Как видим, электромобиль с мощностью двигателя более 3 киловатт, относится к механическим транспортным средствам, с соответствующими этому  статусу обязанностями водителя: 
 2.9. Водителю запрещается: 
   в) управлять транспортным средством, не зарегистрированным в Госавтоинспекции, без номерного знака или талона о прохождении государственного технического осмотра; 
(Раздел 2.ПДД Украины)
И далее:
 31.3. Запрещается эксплуатация транспортных средств в соответствии с законодательством: 
   а) в случае их изготовления или переоборудования с нарушением требований стандартов, правил и нормативов, которые касаются безопасности дорожного движения; 
   б) если они не прошли государственного технического осмотра или не имеют талона о его прохождении; (Раздел 31 ПДД Украины )
За нарушение этих пунктов, в действующем Кодексе об административных правонарушениях, предусмотрены жёсткие санкции –  от денежных  штрафов до запрета эксплуатации самовольно переоборудованного транспортного средства.
электроавтомобили
 
   Из вышесказанного следует, что даже при переоборудовании электромобиля  из серийного авто,  все изменения необходимо узаконить.
 
  Существует два  пути регистрации  самодельного электроавтомобиля в зависимости от объёма переделок:
 
1) В случае большого объёма деталей, сделанных самостоятельно (например, кузова), электромобиль  регистрируется, как изготовленное  транспортное средство. Ранее, в Советском Союзе, существовала норма, по которой самодельным считался автомобиль, который имел 70 и более процентов самостоятельно изготовленных узлов.
Каким образом  в Украине определяют степень «самодельности», в настоящее время, нам, к сожалению, выяснить пока  не удалось.
 
2) В случае  замены на серийном автомобиле  «родного» двигателя на электромотор и аккумуляторы, необходимо регистрировать его переоборудование.
   Фактически это означает замену двигателя.
 
Вот как регламентирует эту операцию пункт 38, «Правил регистрации транспортных средств»:  При перерегистрации транспортного средства из-за  замены штатного двигателя другим (изменение  рабочего объёма, типа, мощности) в регистрационных документах заводской номер двигателя не  указывается, а только вносятся  его новые параметры. Также не требуются документы на приобретение двигателя. Замена двигателя может выполняться  только после получения разрешения  в РЭО по месту регистрации транспортного средства и  согласования с заводом - изготовителем или другими уполномоченными Кабинетом министров Украины предприятиями и организациями. В графе "Особые отметки" техпаспорта транспортного средства при этом  делается запись "Встановлено двигун (тип, вид, паливо).
Оформить  операцию замены ДВС на электромотор,  по соответствующей процедуре в МРЭО ГАИ, как замену двигателя, к сожалению,  вряд- ли удастся, так как меняется  тип привода и она подпадает под термин «переоборудование», но попытаться можно, потому что формально эта операция соответствует выше описанным признакам. 
 
Общий порядок переоборудования, а не только замена двигателя,  прописан в статье 32 основного закона для автомобилистов - «Закона Украины о дорожном движении»: 
«Переоборудование транспортных средств, то есть изменение типа или марки (модели), назначения или параметров конструкции транспортных средств, которые находятся в эксплуатации, путем установки кабины, кузова ли их деталей, специального оснащения и номерных агрегатов, не предусмотренных нормативно-технической документацией на данное транспортное средство, должно отвечать правилам, нормативам и стандартам Украины».
Далее указывается, что переоборудование, если оно влечёт за собой изменение:
-  центра массы;  
-  полной массы транспортного средства; 
-  распределения  массы по осям; 
-  типа двигателя, его мощности, веса; 
-   колесной формулы или колёсной базы;
-   рулевого управления; 
-   тормозов;  
-   трансмиссии, - нельзя производить  без согласования с изготовителем транспортного средства   или других организаций, уполномоченных  Кабинетом Министров Украины.
  Все переоборудования должны отражаться  в  регистрационных документах транспортного средства.
 
электроавтомобиль3) Существует и  третий вариант, самый рискованный, но, -  тем не менее,  распространённый на сегодняшний день, - вообще не регистрировать  внесённые изменения. В этом случае, на электротягу  переоборудуется уже зарегистрированный автомобиль с пройденным техосмотром. 
При этом  существует большая вероятность, после первого внимательного осмотра инспектором ГАИ,  отправиться на штрафплощадку.
«Решение вопроса» на месте будет зависеть от поведения владельца, его умения убеждать, настроения инспектора и его принципиальности.
Прежде чем идти таким путём, советую подъехать к одной – двум штрафплощадкам и посмотреть, насколько плотно они забиты транспортом всевозможных марок,  разной стоимости и состояния. Если  это зрелище не отбило желание ездить нелегально, что ж, - это Ваш выбор.
 
«Правила  государственной регистрации и учёта транспортных средств»  разрешают  регистрацию  мотоциклов, легковых, а также грузовых автомобилей изготовленных самостоятельно, если  их  максимальная масса   не превышает 3500 кг , а также  самостоятельно изготовленных  прицепов и полуприцепов.
Все они должны   соответствовать  утвержденным техническими требованиям и  обеспечиваться документами, которые подтверждают законность приобретения номерных агрегатов.  
Электроавтомобили могут быть собраны из агрегатов  и узлов серийных моделей автомобилей, с нарушением  требований Закона Украины «О дорожном движении», то к регистрации такое ТС не примут.  Конструкция самоделки (тормоза, рулевое, двигатель и т.д.) должна соответствовать современным  нормативам и стандартам, не превышать установленного уровня выбросов вредных веществ в атмосферу, а проектная документация согласована с уполномоченными государственными органами.
То есть, самодельную машину зарегистрируют, если ее  параметры соответствуют стандартам. В этом случае, после проверки,  одной из уполномоченных на проведение экспертизы организаций,  адреса и телефоны которых мы дадим ниже,  выдается сертификат соответствия. 
Вообще, процедура  регистрации самодельного электромобиля во многом схожа с оформлением переоборудования, однако требует выполнения большего объема проектной документации и согласований.
Если же по одному проекту изготавливается 5 или  больше транспортных средств, то это уже считается серийным производством. В этом случае требуется лицензия на такой вид деятельности, а планируемый к производству транспорт,  должен быть подвергнут экспертизе на соответствие стандартам и пройти различные испытания. В случае прохождения всех процедур  также выдаётся сертификат установленной формы.
 
А вот собрать из запчастей, например,  ВАЗ 2107 или любую другую заводскую модель и её зарегистрировать, -  не получится. Так государство препятствует сборке автомобилей кустарным способом частными лицами и обеспечивает  контроль за производством серийных автомобилей. Сборка транспортных средств из ввезённых на территорию Украины деталей и комплектующих, разрешается только после получения соответствующих сертификатов и лицензий.
Но расходы на сертификацию одного автомобиля, собранного из запчастей,-  будут слишком большими и поэтому, индивидуальная сборка невыгодна.
 
Ввоз по запчастям  бывших в употреблении иномарок с последующей сборкой,  процветал некоторое время, потому что обходился без сертификации. 
 
Переоборудование транспортных средств,   регламентируется следующими законами и постановлениями: 
-  Закон Украины «О дорожном движении». 
-  Постановление Кабинета Министров Украины от 21июля 2010 года, № 607 «Про затвердження Порядку переобладнання транспортних засобів». 
-  Постановление Кабинета Министров Украины № 1388 от 7 сентября 1998 года, „Про затвердження Порядку державної реєстрації (перереєстрації), зняття з обліку автомобілів…»
В соответствии с этими документами, для получения   «Свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения»,  необходимого при  последующей регистрации, нужно обратиться в одно из учреждений, организаций или предприятий,  допущенных для проведения экспертиз Кабинетом Министров Украины. 
 
Так, разрешение на переоборудование своей продукции может выдать завод-производитель, например « СП АвтоЗАЗ – Daewoo» - на «Таврии», «Запорожцы» и другие, выпускаемые заводом модели. (Управление развития: тел.. (0612)13-77-90).
 
Целый ряд предприятий, имеющие лицензию и производящих крупноузловую сборку автомобилей в нашей стране, тоже имеют  право выдачи согласований на переоборудование «производимой» ими продукции, однако чаще всего не имеют опыта и не хотят этим заниматься, отсылая всех в специализированные организации.
 
К таким организациям относятся:
-  Государственный Научно-исследовательский центр безопасности дорожного движения МВД Украины ( г. Киев, ул. Институтская 29, тел. (044) 254-71-09)
-  Государственный автотранспортный научно-исследовательский и проектный институт (г. Киев, просп. Победы 57,  тел.(044) 456-3030;   (0 44) 201-0810; факс: (044) 455-69-42; (044) 455-67-91;  (044) 201-08-36. Тел. Отдела по переоборудованию автомобилей : (044) 456-34-04,  
 
Процедура получения разрешения на переоборудование, само переоборудование и регистрация внесенных в конструкцию изменений, выглядит следующим образом:
Вначале владелец автомобиля (ещё не переоборудованного) или его представитель, по доверенности, предоставляет транспорт для осмотра в МРЭО ГАИ  по месту его регистрации. После осмотра владельцу выдаётся  соответствующий акт осмотра.
 
Далее в автотранспортном НИИ, либо в НИЦ БД,  заполняется  заявка  (ссылка). К заявке  прилагаются копии паспорта владельца, техпаспорта и акта  осмотра транспортного средства. 
Поступившее заявление регистрируется и рассматривается руководителем группы экспертов. Срок его рассмотрения по закону определён  в пределах 10 рабочих дней. 
Затем заявление передаётся конкретному исполнителю для детального рассмотрения. 
На этом этапе владелец может получить консультации о возможности  предполагаемых изменений. 
После этого между институтом и владельцем заключается  договор на производство работ и выставляется счёт на оплату. 
Сумма к оплате  зависит от объёма переоборудования и количества заменяемых номерных агрегатов и обходится в 650-700 грн.
 
После получения институтом денег, эксперт начинает работу. Его основная задача – определить возможность переделок в соответствии с требованиями безопасности. 
Именно этому вопросу советуем уделить особое внимание при разработке конструкции электропривода. После изменения конструкции транспортного средства, оно должно соответствовать требованиям статьи 30  Закона Украины "О дорожном движении". 
Осмотра автомобиля специалистами института, обычно не требуется, а вот рабочие чертежи  и фотографии агрегатов,  понадобятся обязательно. Срок проведения экспертизы обычно укладывается в 2 недели.
По итогам экспертизы подготавливается проект « Выводов научно-технической экспертизы». После согласования проекта комиссией, состоящей из  группы экспертов, он утверждается руководством института. 
В этом итоговом документе, выдаваемом на руки заявителю, указывается, какие переделки, на каком конкретно автомобиле могут быть произведены и каким требованиям должно отвечать транспортное средство после переоборудования.  Срок действия этого документа - один год с момента его выдачи.
Согласование на переоборудование в обязательном порядке регистрируется  в Едином государственном реестре Госавтоинспекции. 
 
Совсем недавно, 9 декабря 2011 года Верховной  Радой был принят закон Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О дорожном движении". Внесённые в этот Закон изменения, как раз касаются порядка переоборудования транспортных средств.  Из ранее действующего закона,  в новой редакции изъята норма о том, что субьекты хозяйствования,  занимающиеся производством или переоборудованием  механических транспортных средств, должны иметь  свидетельство о согласовании конструкции механического транспортного средства по обеспечению безопасности дорожного движения.
Однако для «индивидуалов» - людей переоборудующих свои личные транспортные средства, данное свидетельство  по-прежнему является обязательным документом.
 
В случаях, когда переоборудование транспортного средства  приведёт к нарушениям требований безопасности или переоборудованное ДТС не отвечает нормативным документам, действующим на территории Украины, заявитель может получить от экспертов обоснованный отказ. На основании отказа заявитель может сделать выводы, что можно изменить в конструкции, а чего не стоит делать и вновь подать заявление на согласование переоборудования.
Если переоборудование транспортного средства той же модели, производится способом аналогичным, как это сделано по ранее выданному заключению,  с применением тех же агрегатов (например, так же, как у товарища, ранее получившего разрешение),  процедура согласования проходит быстрее и уже не вызывает вопросов у экспертов.  Но разрешение всё равно необходимо получать в индивидуальном порядке на каждое транспортное средство. 
Согласование серийного производства (от 5 единиц ТС и более), как уже было сказано, -  другая,  более затратная процедура. 
 
После получения согласования,  работы по переоборудованию  нужно выполнять на сертифицированной СТО или ремонтном  предприятии. Можно,  работы по переоборудованию,  выполнить самостоятельно, но всё равно,  придётся  договариваться на сертифицированной СТО о выдаче акта  выполненных  работ. После   окончания работ, электромобиль   нужно сертифицировать на соответствие  стандартам и  нормативам Украины,  а также соответствию условиям переоборудования,  записанным  в документе, выданном экспертной организацией. 
   К организациям, которые могут выдать такой сертификат, относятся: – испытательные лаборатории и  центры,  имеющие действующий  аттестат аккредитации УкрСЕПРО в этой отрасли
 
 Вот перечень (неполный) некоторых организаций, имеющих право на сертификацию транспортных средств:
- ДП "Государственный Автотранспортный НИПИ"(г. Киев, просп. Победы 57) – тот же НИИ, который имеет право на проведение экспертиз;  http://www.insat.org.ua
 
- "ЦССМ "Харьковстан-дартметрология" (г. Харьков, ул. Мироносицкая, 36. тел.: (057) 704-98-76; (057) 700-40-75,) http://hgcsms.kharkov.ua 
 
-"Региональный центр по стандартизации и метрологии" (г. Запорожье, ул. Антенная, 10. тел.: (061) 224-69-88, (0612) 33-05-64)  http://www.zdcsms.zp.ua
Испытания в этом центре  стоят 2500-3000 грн, сертификация обойдётся примерно в 900 грн.
 
- ДП "Донецкстандарт-метрология" ( г. Донецк, ул. Челюскинцев, 289; тел.: (0622) 58-60-30, (062) 386-33-05) http://www.don-standart.com.ua
 
Срок проведения сертификации, -  не более  одного месяца с момента подачи заявления.
Далее, со всеми документами и переоборудованным транспортным средством, счастливый владелец электромобиля, является в МРЭО.  В соответствии с правилами, он пишет заявление на имя начальника органа регистрации о регистрации переоборудования электромобиля
К заявлению прилагаются: паспорт гражданина Украины, техпаспорт ТС, акт оценки стоимости ТС,  пакет документов о соответствии конструкции требованиям безопасности  движения, а также требованиям, выданным экспертной организацией, о порядке переоборудования, акт выполненных работ и сертификат СТО, сертификат  соответствия  электромобиля стандартам Украины, разрешение на регистрацию НИЦ БД.
После оплаты всех необходимых сборов, владельцу переоборудованного электромобиля выдаётся новый техпаспорт, в котором указываются новые идентификационные номера заменённых агрегатов, а также особенности конструкции. 
 
После всего этого новоиспечённый собственник переоборудованного электромобиля может спокойно отправляться в своё первоё законное путешествие (в пределах емкости аккумуляторов, конечно!)
 
* Примечание. Так как процедура описана в соответствии с нормативными документами и информацией, полученной от сотрудников вышеупомянутых организаций, в случае выявления отличий, просьба сообщить автору для уточнения этих моментов в статье. Этим Вы поможете своим коллегам, желающим перевести на электротягу свой автомобиль.
Электроавтомобиль в Украине - это реально!
 
                                                                                          ТМ «Volta bikes»
Перепечатка без ссылки на сайт www.e-bike.com.ua  запрещена и преследуется по Закону о защите авторских прав