Мотоцикл на сжатом воздухе

29.07.2014
Пневматический транспорт – не новость в современном мире. В связи с этим, сразу вспоминается пневматическая почта, а ещё, - один из фильмов о Джеймсе Бонде, где главный герой пересекал границу Советского Союза в герметичной капсуле по газопроводу. В случае с пневмоциклом, - всё прозаичнее: это модифицированный мотоцикл, который использует для движения энергию сжатого воздуха.
    Разработчик этого транспорта, не требующего горючего, - австралийский дизайнер Дин Бенстед. Для своего двухколёсного транспорта, работающего на сжатом воздухе, он использовал шасси от мотоцикла Yamaha WR250R. При этом большинство компонентов, приводящих его в движении, оказались не востребованными. Это сам бензиновый двигатель в сборе, выхлопная труба и бензобак. Поэтому, пневмоцикл получился лёгким и недорогим в изготовлении.
   Вместо них Дин установил роторный двигатель весом всего 11 кг. и баллон от акваланга, в который под большим давлением с помощью компрессора закачивается воздух. Дизайнер назвал своё творение O2 Pursuit.
    Роторный двигатель имеет отличный крутящий момент во всём диапазоне оборотов, начиная с самых низов. Его КПД немного ниже, чем у электродвигателей, но за счёт отсутствия тяжёлых аккумуляторов, вес переоборудованного таким образом мотоцикла, - гораздо меньше, чем у модели - донора, а также чем у электроциклов, и таким образом разница в эффективности приводов, - нивелируется. Максимальная скорость экспериментального пневмоцикла составляет 140 км/час, а расстояние пробега на одной заправке – около 100 км. По сравнению с традиционными мотоциклами он почти бесшумный.
Дин объяснил, что у роторного двигателя, приводимого в движение сжатым воздухом, есть много преимуществ перед электромоторами:
- Во-первых, - он легче, так как не требуется возить с собой тяжёлые аккумуляторы
- Во вторых, источник энергии,- баллон с воздухом, в отличие от аккумуляторов, не изнашивается в процессе эксплуатации и не требует периодической замены
- В третьих, он сохраняет свою работоспособность зимой, когда ёмкость аккумуляторов падает.
   В пневмоцикле есть даже рекуперация, - при торможении роторный двигатель закачивает воздух обратно, в баллон. Единственным минусом подобного транспорта, представляется необходимость иметь специальный мощный компрессор, сжимающий воздух до давления в несколько сотен атмосфер. Если купить его в личное пользование, то цена компрессора окажется гораздо выше самого пневмоцикла, а заправок с таким экзотическим энергоносителем пока не наблюдается.
    Компания Honda и некоторые другие производители выпускают компактные компрессоры для заправки автомобилей метаном дома, - от бытовой сети. Стоимость такого оборудования, начинается от 5000 долларов. В принципе, стационарные метановые заправки (АГНКС) могли бы выполнять такую работу, закачивая в баллоны вместо газа воздух, но количество их крайне мало и дорога до заправки и обратно может «съедать» весь запас энергии.
    Тем не менее, принцип работы пневмотранспорта, для поездок на небольшие расстояния, представляется интересным и перспективным. Нужно только решить вопрос с заправкой. Если посчитать себестоимость поездок, возможно, - даже приобретение мощного компрессора окупится за несколько лет.
                                                              Allyur.
                                                              Фото с http://moto.mail.ru