Как правильно подобрать спицы для мотор колеса
Существует разделение узлов транспортных средств: на двигатели и движители. То, что под капотом автомобиля – это двигатель. А движитель – колесо. Для парусной яхты «двигателем» является ветер; движитель ракеты – реактивная струя. Двигатель велосипеда – велосипедист, а движитель – колесо.
Хотите облегчить крутые подъемы и не думать о встречном ветре? Превратите свой движитель в двигатель! Volta Bikes предлагает не только готовые решения в виде конечного продукта – электротранспорта, – но и возможность создать транспортное средство своей мечты, своими же руками. .
Итак, у вас есть велосипед и к нему – желание улучшить комфортабельность поездок. Для этого нужно добавить к вашим колесам электродвигатель. Наиболее прогрессивный способ электрификации велосипеда – это использование мотор-колеса. Мотор колесо, по сути, представляет из себя электродвигатель, устанавливаемый на место втулки переднего или заднего (на ваш выбор) колеса.
Но, в отличие от электродвигателя, в котором вращается вал, а корпус неподвижен, - у мотор колеса - вращается корпус, а вал, играющий роль оси, зажат в дропаутах вилки. Так же, как и в обычной велосипедной втулке, у вашего мотор колеса имеются ось – модифицированный вал и два фланца, левый и правый, с отверстиями под спицы.
Статью о велосипеде с колёсами без спиц, пожалуйста, читайте ЗДЕСЬ
Чаще всего мотор-колеса для электровелосипедов рассчитаны под 36 спиц, хотя бывают на 32 и на 28, и даже на 16 и 14 спиц. Ваш обод, даже если и рассчитан на 36 спиц – именно столько отверстий на фланцах во всех мотор колёсах Volta bikes, лучше заменить на двойной усиленный, потому что нагрузка возрастет. Кроме того, одинаковые по наружному размеру обода, в зависимости от их конструкции, - имеют разную высоту внутреннего профиля. Из-за этого, не все спицы подойдут по длине для ободов с одинаковым внешним диаметром, но с разным внутренним.
Поэтому, в первую очередь, нужен правильный подбор длины спиц, а во вторую – их калибра (сечения).
Для начала обратим внимание на то, что диаметр фланца мотор колеса, встраиваемого в велосипедный обод, больше (часто - намного) диаметра фланца обычной велосипедной втулки. Так что стандартные спицы точно не подойдут, - нужны более короткие.
Теперь обратите внимание на место соединения спицы с ободом, - там, где находятся спицевые ниппели. В обиходе их называют «наконечниками» и именно с их помощью производят натяжение спиц. Не путайте их с ниппелем камеры, предназначенной для накачки колеса. Обратите внимание: спица подходит к ободу не строго перпендикулярно, а под некоторым углом. Это происходит потому, что спицы располагаются чаще всего не радиально, а для большей прочности и равномерного распределения нагрузки – под углами, образующими скрещения («кресты») спиц. Специалисты так и говорят: заспицевать в один крест, в два креста и т.д. Чем больше пересечений спиц (крестов) – тем равномернее нагрузка. А чем равномернее нагрузка – тем меньше вероятности получить «яйцо» или «восьмерку» при ударе колеса о препятствие.
Существуют варианты спицовки даже в четыре креста – такой способ годится для колес большого диаметра при маленькой втулке. Но у нас втулка вовсе не маленькая, поэтому, скорее всего, вам удастся заспицевать мотор-колесо в один, максимум – в два креста. «А кто мне помешает взять спицу подлинней, и заспицевать лучше?» - спросите вы. Вернемся к той самой точке соединения обода и спицы – ниппель-то выходит из обода под прямым углом. А если вы будете использовать чересчур длинные спицы, то они будут входить в резьбовое отверстие ниппеля с изгибом. И вместо улучшения распределения нагрузки, вы получите - снижение прочности.
Поэтому обода малого диаметра с относительно большим встроенным мотор колесом, спицуют радиально («солнышком») – по другому просто не получится; обода среднего диаметра – в один крест; обода большого диаметра с компактными редукторными мотор колёсами – в два креста. Попытка заспицевать мотор-колесо больше, чем в два креста, приведет к чрезмерному искривлению спиц, что не пойдет на пользу всей конструкции.
Некоторые клиенты, заказав у нас спицовку мощного мотор колеса с внешним диаметром 240 мм, в обод 20 дюймов - высказывают своё недовольство его радиальной спицовкой, рассказывая, что единственно правильная спицовка – в два креста. Интересно, каким образом они представляют себе такой вариант спицовки, когда между мотор колесом и ободом остаётся всего 10-15 см на сторону. Единственно правильного стандарта спицовки не существует, а мотор колёса большого диаметра в маленький обод, кроме как радиальным способом, - заспицевать нельзя.
…Вы с сомнением смотрите на свое 16-дюймовое колесо, в котором планируете закрепить обычными спицами 13-и сантиметровое мотор колесо, занимающее половину внутренней части обода?
Правильно сомневаетесь.
Повышение нагрузки требует не только замены обода, но и спиц, - не только из-за длины. Стоковые спицы, выдержат ваше мотор-колесо недолго. Прежде всего это относится к радиальной спицовке или спицовке в один крест, где нагрузка высока и на обод, и на фланцы, и на каждую спицу.
Существует общепринятая классификация спиц по калибру (Gauge, сокращённо G); Ниже приведена таблица перевода значений принятых в США калибров к привычным нам миллиметрам (диаметр сечения):
17G = 1.40mm 10G = 3.20mm
16G = 1.60mm 9G = 3.60mm
15G = 1.80mm 8G = 4.00mm
14G = 2.00mm 7G = 4.45mm
13G = 2.30mm 6G = 4.87mm
12G = 2.60mm 5G = 5.15mm
11G = 2.90mm 4G= 5.70mm
Крайние значения этого списка, при спицовке мотор колёс, можно смело отсечь: 17G и 16G находят применение в гоночных моделях, где вес колеса имеет значение; а спицы 4G-8G используются в мотоциклетных и автомобильных колесах.
В этом списке не представлены экзотические варианты: спицы переменной толщины; спицы овального, плоского и каплевидного сечения. Все они «заточены» под гоночные велосипеды, где вес и аэродинамические показатели превалируют над долговечностью. Кроме того, не все производители спиц, придерживаются американской системы, поэтому вы можете встретить качественные спицы сечением, например, 3,05 мм.
В колесах обычных дорожных и спортивных велосипедов чаще всего используют спицы сечением 1,8…2,0 мм, реже 2,3 мм (13G) – этого с запасом хватает на длительную эксплуатацию в стандартных условиях. Увеличение общей массы транспортного средства (напомним, что ваше мотор колесо нуждается в энергии, а значит – следует прибавить и вес аккумуляторов) требует пересмотра в выборе спиц.
Правило простое, для электровелосипеда спицы должны быть:
а) на два размера больше, чем велосипедные для аналогичных моделей
б) плюс еще размер на каждый «минус один» крест.
То есть, если ваше колесо имело 2-миллиметровые спицы и было заспицовано в два креста, а вы ставите себе мотор-колесо в обод того же диаметра, планируя заспицевать его в один крест – то вам потребуются спицы калибром не менее 12G. Подчеркнем: не менее. То есть, никто не настаивает на установке вместо спиц полуторадюймовых стальных труб – это с одной стороны; но и поставить спицы сечением побольше, - будет не лишним.
Чтобы избавить клиентов от сложностей выбора, отметим, что для всех типов мотор колёс мощностью 250 ватт- 1 квт, достаточно спиц 12G или 11G. Ими мы и комплектуем все редукторные мотор колёса мощностью 250-350 ватт. Для более тяжёлых мотор колёс с прямым приводом, мощностью 500 – 800 ватт, мы используем спицы 11G или 10G; для мотор колёс мощностью 1 киловатт и более, используем спицы сечением 3.05 мм.
Покупая у нас мотор колесо, обод и спицы, подбирать их самостоятельно - Вам не придётся. Можете быть уверены, что сочетание этих компонентов будет наилучшим из возможных, а мотор колесо будет заспицовано и отрегулировано более качественно, чем на заводском конвейере.
Kerk – специально для ТМ Volta bikes.
Все фото – ТМ Volta bikes.
Облако тэгов: мотор колесо в Украине Кировоград, мотор колесо в Украине Луганск
Фото велосипеда Nulla – взято из интернета