Как правильно заспицевать мотор колесо самостоятельно

22.04.2014

Спицовка мотор-колеса специалистами ТМ «Volta bikes» занимает немного времени, производится с применением профессионального оборудования и стоит дешевле, чем у большинства веломастеров. После заспицовки, собранное мотор колесо регулируется и проверяется на стенде: на боковое биение и овальность. Мы гарантируем высокое качество сборки и регулировки. 

Тем, кто привык доверять только себе и любит работать своими руками – наши рекомендации по самостоятельной заспицовке мотор колеса в обод. Для работы понадобятся: мотор колесо, обод и подходящие по длине спицы. Минимальный набор инструмента: отвёртка с намагниченным наконечником и ключ для спиц.

Чтобы заспицевать мотор колесо – в первую очередь определите, в какие отверстия нужно вставлять спицы. Порядок установки спиц имеет большое значение. Нужно разобраться, какие спицы у вас пойдут параллельно, какие – будут составлять с ними кресты, и через сколько отверстий нужно вставлять очередную спицу. Для удобства работы можно использовать переднюю вилку велосипеда; разумеется, предварительно перевернув его. Далее – по пунктам:


 

1. Подвешиваем  обод на перо вилки.

2. Устанавливаем мотор-колесо в пазы вилки, предназначенные для оси колеса.

3. Начинаем заводить спицы в отверстия фланца. Удобнее всего заводить спицы сразу в оба фланца, левый и правый. Спицы заводятся поочередно: одна спица – с наружной стороны фланца в сторону средней части мотор-колеса, следующая – изнутри наружу. На втором фланце отверстия несколько смещены; обратите внимание – именно «несколько смещены», а не обязательно расположены в шахматном порядке относительно отверстий первого фланца. После того, как вставлена первая спица с одной стороны снаружи по направлению к центру между двух фланцев – определите наиболее близко расположенное отверстие на втором фланце и установите в него спицу изнутри наружу.

 

И далее во все отверстия вставляем спицы, соблюдая указанную очередность установки (изнутри наружу – снаружи внутрь). У спиц есть одна замечательная особенность: рано или поздно они заканчиваются

 

4. Поднимаем обод и заводим в одно из отверстий спицу, установленную в левый фланец снаружи внутрь. Важное замечание: присмотритесь к ободу. На широких ободах расположение отверстий под ниппеля спиц может быть смещено в шахматном порядке от оси профиля обода. Если на вашем ободе именно так – то выберите отверстие, смещенное к фланцу, из которого вы взяли спицу. Закрепите спицу в ободе при помощи ниппеля (не более 5-6 витков, т.к. впереди – затяжка спиц и настройка геометрии колеса).

 

Здесь требуются внимательность и терпение, особенно в случае спицовки ободов двойного профиля. Если вы используете стальные ниппеля – желательно вооружиться отверткой с магнитным жалом.

5. Берем следующую спицу с этой же стороны фланца, тоже вставленную снаружи внутрь, т.е. находящуюся через одно отверстие от уже закрепленной в ободе. Эту спицу необходимо закрепить в ободе в четвертом отверстии от уже установленной спицы: пропускаем три отверстия и в четвертое закрепляем спицу ниппелем.

 

6. Заводим по очереди и закрепляем в ободе все спицы левой стороны фланца, установленные так же, как и первая, уже закрепленная спица; т.е. вставленные в отверстия фланца снаружи внутрь. Между каждой спицей, закрепленной в ободе, должно быть три пустых отверстия.

 

7. Заводим первую спицу левой стороны фланца, вставленную изнутри наружу. Правильно установленная спица должна образовать скрещение с рядом расположенной, и быть закреплена в среднем из пропущенных отверстий обода. Если всё сделано правильно – спицы в месте пересечения не будут соприкасаться, взаимно изгибая друг друга. Это достаточно распространенная ошибка неопытных в деле спицевания колес велосипедистов, поэтому мы намеренно заспицевали одно колесо неправильно, чтобы показать на примере – как нельзя собирать колесо:

- на  фото видно, что спица, которая выходит из внутренней стороны фланца, образуя крест с соседней спицей, буквально «лежит» на ней. Пересекающиеся спицы взаимно изгибаются из-за неправильной установки.

Неправильно заспицованное колесо, может оказать вам недобрую услугу. Как минимум – это постепенное взаимное истирание спиц  в  месте их соприкосновения. Если спица стальная и только покрыта никелем снаружи, то от истирания, она начнёт ржаветь. Правильно натянуть спицы в этом случае, тоже затруднительно. На следующей фотографии показано правильное пересечение спиц. Вот так и должен выглядеть крест при спицовке колеса.

 

Со второй стороной вашего колеса поступаем точно так же, как и с первой, только теперь вам будет легче, потому что половина отверстий уже занята и ошибиться можно лишь в том самом, отдельно выделенном, месте пересечения – где спицы образуют кресты. На этом этапе работы ваше мотор-колесо уже зафиксировано в ободе, что затрудняет установку спиц. Не бойтесь несколько согнуть спицу при установке: спицы изготавливаются из прочных материалов, а деформации, возникающие при установке, будут исправлены  натяжением спиц.

Взгляните на колесо и найдите свободное отверстие под ниппель в ободе, расположенное между двух спиц, которые приблизительно параллельны друг другу. Заведите в это отверстие и зафиксируйте ниппелем ближайшую спицу второй стороны фланца, вставленную снаружи внутрь.

 

Таким же способом заведите по кругу все спицы, вставленные снаружи внутрь. Последний этап сборки – заведите в оставшиеся свободные отверстия обода оставшиеся спицы, располагая их так, чтобы они составляли сходные (со спицами противоположной стороны) кресты.

 

Закончив собственно спицовку, приступаем к настройке.

Правильно заспицевать мотор-колесо электровелосипеда под силу практически каждому. Внимательность, терпение и минимум инструмента: вот и всё, что требуется. После сборки мотор колеса, его  отрегулировать.  

Обод вашего колеса – не идеальный круг из учебника геометрии. Но при помощи натяжения спиц нужно сделать его таким. Ось установленного в вилке велосипеда мотор колеса закрепите штатными гайками. Равномерно подтяните все спицы, по очереди закручивая ниппеля на одинаковое число оборотов, но не затягивая их.

В первую очередь необходимо устранить овальность, точнее – радиальное биение, вызванное неравномерной затяжкой спиц. Тут пригодится индикатор или просто кусок мела: уприте мел в неподвижную часть велосипеда так, чтобы он не доставал до торца кромки обода 1-2 мм и вращайте колесо. В том месте, где мел оставит след – еще немного подтяните ниппеля. Удалив таким образом овальность, займитесь боковым биением: тот же кусочек мела уприте в неподвижную часть сбоку обода и вращайте колесо. Здесь потребуется подтяжка спиц, которые вставлены во фланец противоположной стороны от того места, на котором мел оставил след.

Частая ошибка новичков – это откручивание спиц, которые следует закрутить. Обратите внимание: вы не спицу в ниппель вкручиваете, а ниппель накручиваете на спицу, проворачивая его в отверстии обода. И там – нормальная правая резьба. Чтобы усилить натяжку спицы, следует поворачивать ниппель против часовой стрелки, если смотреть на него с той стороны, с которой в ниппель входит спица.

Спицы должны быть натянуты, как говорят, «до звона» – это  надёжность конструкции  мотор-колеса и ваша безопасность. Обратите внимание, что с латунными или алюминиевыми ниппелями нужно обращаться осторожнее, чем со стальными: на них и резьбу сорвать недолго. Однако в спицах для мотор колёс латунные и алюминиевые ниппеля применяются достаточно редко; они гораздо дороже стальных и служат для облегчения веса велосипеда. Вы не уверены в материале, из которого изготовлены ваши ниппеля? Проверьте их при помощи магнита: алюминиевые сплавы и латунь – металлы немагнитные.

По заводским допускам, обод правильно заспицованного мотор колёса не должен отклоняться при вращении более, чем на 1,5 мм  по параметрам овальности и биения. Мастера сервисного центра ТМ Volta Bikes, используя профессиональное стендовое оборудование, спицуют мотор колёса с допуском, находящимся в пределах 0,5…1,0 мм.

Динамические характеристики,  вектор распределения нагрузок и их величина, на  вашем, теперь уже ЭЛЕКТРОвелосипеде,  претерпели серьезные изменения, поэтому правильной заспицовке и натяжению спиц следует уделить самое пристальное внимание. Не случайно на нашем сайте мы предлагаем  приобрести уже собранное мотор-колесо с ободами всех основных размеров – от 16 до 28 дюймов. Вы можете быть уверены, что мотор-колесо ТМ Volta Bikes  будет собрано квалифицированными специалистами с полным соблюдением технологии сборки, а также протестировано на работоспособность вместе с  другими компонентами  управления и контроля.

Надеемся, что эта статья даст возможность сэкономить на стоимости услуги по заспицовке колес.

Полученные навыки спицовки и регулировки, помогут вам и дальше экономить своё время и деньги – ведь спицы рекомендуется регулярно подтягивать.

Рекомендуем это делать не реже одного раза в месяц (если в это время вы пользуетесь электровелосипедом).  При  поездках по пересечённой местности,  проверку и регулировку нужно делать ещё чаще, а в случае сильного удара обода в результате наезда на препятствие, проверку и регулировку натяжения спиц нужно делать по факту такого события.


 

Счастливого вам пути!

                                                                                                                          Kerk,  ТМ Volta bikes.

                                                                                                                          Фото автора и ТМ Volta bikes.

* Перепечатка без ссылки на сайт www.e-bike.com.ua  запрещена и преследуется по Закону о защите авторских прав.

 

Облако тегов: электро велосипеды  Одесса, велосипед с мотором  Одесса, электровелосипеды цены  Одесса, электровелосипед своими руками  Одесса, электровелосипеды Украине  Одесса