Регистрация и эксплуатация электроскутеров и электровелосипедов в Китае, или парадоксы украинских ПДД

08.08.2014
   В начале я приведу выдержку из действующих Правил дорожного движения Украины: 
«Транспортные средства относятся к следующим категориям:
A1 - мопеды, мотороллеры и другие двухколесные транспортные средства, имеющие двигатель с рабочим объемом до 50 куб. см или электродвигатель мощностью до 4 кВт;
A - мотоциклы и другие двухколесные транспортные средства, имеющие двигатель с рабочим объемом 50 куб. см и больше или электродвигатель мощностью 4 кВт и более;
B1 - квадро- и трициклы, мотоциклы с боковым прицепом, мотоколяски и другие трехколесные (четырехколесные) мототранспортные средства, разрешенная максимальная масса которых не превышает 400 килограммов;
B - автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов (7700 фунтов), а количество сидячих мест, помимо сиденья водителя, — восьми, состав транспортных средств с тягачом категории В и прицепом, полная масса которого не превышает 750 килограммов;» (раздел 2,пункт 2.13)
 
   Таким образом, по нашему законодательству весь электротранспорт, независимо от мощности электродвигателя (нижний предел, не требующий регистрации, – не указан!), а также от максимальной скорости (предел, при котором регистрация не требуется, - тоже не указан!) должен быть зарегистрирован, а владельцы иметь права соответствующей категории. Некоторое разделение, правда, всё-таки есть: так, двухколёсные транспортные средства с электродвигателем, мощностью до 4 киловатт, относятся к классу скутеров, а свыше 4 квт. – к мотоциклам. 
 электротранспорт в Китае
К какому виду транспорта вы бы отнесли эту симпатичную 3-х колёсную машинку
 
   Теперь подумайте пожалуйста, над задачей: к какой категории отнести трёхколёсное транспортное средство, с 5 посадочными местами (включая водителя) и мощностью электродвигателя 3 квт? – Не знаете? Ничего страшного, -  мой знакомый сотрудник МРЭО тоже затруднился  с ответом. Однозначно  классифицировать подобный  экипаж с электроприводом  по украинскому законодательству не получится. С одной стороны, - мощность электродвигателя в пределах 4 квт относит его к электроскутерам, пусть и к 3-х колёсным. А вот что делать с 5 местами для пассажиров, включая водителя? Значит это уже трёхколёсный электромобиль? В итоге, как я подозреваю и в регистрации подобного транспортного средства в МРЭО откажут, но и эксплуатацию без номеров не разрешат.
вот он, транспорт вне закона украины
вот он, транспорт вне закона украины
 
   А вот китайцы подобной классификацией вообще не заморачиваются: все тихоходные и маломощные транспортные средства, типа электроскутеров, электромотоциклов как грузовых, так и пассажирских, двух и трёхколёсных, - они просто не регистрируют. Там по улицам ездят даже на мотоблоках с грузовыми платформами на тонну веса, без номеров, - и ничего! Как и во многих других вопросах, здесь китайцы  проявляют здравый смысл. Хотя, например,  регистрация велосипедов была отменена в Китае немногим более 10 лет назад.  В небогатом, -  в недалёком прошлом Китае, на протяжении многих десятилетий, велосипед являлся ценным имуществом и подлежал регистрации. На некоторых старых велосипедах до сих пор можно встретить эти номера, уже никому не нужные, так же, как и сами эти велосипеды.
велосипед, на котором ещё сохранились номера
велосипед, на котором ещё сохранились номера
из всего транспорта гос.номер есть только на обычном мотоцикле
из всего транспорта гос.номер есть только на обычном мотоцикле(желтого цвета). Остальные таблички - это реклама мотосалонов
 
   Теперь ситуация в Китае  кардинально поменялась:  я изредка встречаю номера на бензиновых скутерах ,  обязательно - на мотоциклах, но никогда – на электроскутерах, в том числе и трёхколёсных, а также на   грузовых электромотоциклах.  Подобные правила действуют в Европе и Америке. В Евросоюзе, -  скорость электровелосипеда ограничена 25 км/час, а в США -   32 км/час. Если мотор колесо электровелосипеда и  электроскутера  не разгоняет его больше обозначенного предела, всё – вы велосипедист и не больше! Кроме того, в тех же законопослушных странах разрешена эксплуатация без регистрации и прав миниэлектромобилей, если их максимальная скорость не превышает 45 км/час (статья - электромобили, не требующие прав на управление), не говоря уже за квадроциклы, электрогольфкары  и прочую прогулочную технику. А ведь это  скорость бензиновых скутеров, десятки тысяч которых отобрало ГАИ под предлогом повышения безопасности движения.
стоянка электротранспорта в Китае
на грузовых электромотоциклах номеров как видите тоже нет
 
   Ну и что: смертность на дорогах Украины по-прежнему в 2 раза превышает аналогичные показатели в Германии! 
 стоянка двухколёсного транспорта
стоянка двухколёсного транспорта
 
   Так может дело не в самих скутерах и электровелосипедах, а в отсутствии условий для их безопасной эксплуатации (читайте – велодорожек)  и недостаточном правосознании жителей Украины? У нас почему-то считается, что знание правил дорожного движения нужно только водителям. А когда пешеход, извините, прёт на красный сигнал светофора, или перелезает через ограждение, чтобы пересечь скоростную трассу, -  это как?  Для него, значит, правила не писаны. Интересно, много ли в последнее время оштрафовали пешеходов за нарушение правил дорожного движения? Боюсь, что ни одного. В следующей статье мы расскажем, какие условия для передвижения лёгкого транспорта созданы в Китае.
 
Allyur, специально для ТМ «Volta bikes»
Фото автора