Регистрация и эксплуатация электроскутеров и электровелосипедов в Китае, или парадоксы украинских ПДД
08.08.2014
В начале я приведу выдержку из действующих Правил дорожного движения Украины:
«Транспортные средства относятся к следующим категориям:
A1 - мопеды, мотороллеры и другие двухколесные транспортные средства, имеющие двигатель с рабочим объемом до 50 куб. см или электродвигатель мощностью до 4 кВт;
A - мотоциклы и другие двухколесные транспортные средства, имеющие двигатель с рабочим объемом 50 куб. см и больше или электродвигатель мощностью 4 кВт и более;
B1 - квадро- и трициклы, мотоциклы с боковым прицепом, мотоколяски и другие трехколесные (четырехколесные) мототранспортные средства, разрешенная максимальная масса которых не превышает 400 килограммов;
B - автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов (7700 фунтов), а количество сидячих мест, помимо сиденья водителя, — восьми, состав транспортных средств с тягачом категории В и прицепом, полная масса которого не превышает 750 килограммов;» (раздел 2,пункт 2.13)
Таким образом, по нашему законодательству весь электротранспорт, независимо от мощности электродвигателя (нижний предел, не требующий регистрации, – не указан!), а также от максимальной скорости (предел, при котором регистрация не требуется, - тоже не указан!) должен быть зарегистрирован, а владельцы иметь права соответствующей категории. Некоторое разделение, правда, всё-таки есть: так, двухколёсные транспортные средства с электродвигателем, мощностью до 4 киловатт, относятся к классу скутеров, а свыше 4 квт. – к мотоциклам.
К какому виду транспорта вы бы отнесли эту симпатичную 3-х колёсную машинку
Теперь подумайте пожалуйста, над задачей: к какой категории отнести трёхколёсное транспортное средство, с 5 посадочными местами (включая водителя) и мощностью электродвигателя 3 квт? – Не знаете? Ничего страшного, - мой знакомый сотрудник МРЭО тоже затруднился с ответом. Однозначно классифицировать подобный экипаж с электроприводом по украинскому законодательству не получится. С одной стороны, - мощность электродвигателя в пределах 4 квт относит его к электроскутерам, пусть и к 3-х колёсным. А вот что делать с 5 местами для пассажиров, включая водителя? Значит это уже трёхколёсный электромобиль? В итоге, как я подозреваю и в регистрации подобного транспортного средства в МРЭО откажут, но и эксплуатацию без номеров не разрешат.
вот он, транспорт вне закона украины
А вот китайцы подобной классификацией вообще не заморачиваются: все тихоходные и маломощные транспортные средства, типа электроскутеров, электромотоциклов как грузовых, так и пассажирских, двух и трёхколёсных, - они просто не регистрируют. Там по улицам ездят даже на мотоблоках с грузовыми платформами на тонну веса, без номеров, - и ничего! Как и во многих других вопросах, здесь китайцы проявляют здравый смысл. Хотя, например, регистрация велосипедов была отменена в Китае немногим более 10 лет назад. В небогатом, - в недалёком прошлом Китае, на протяжении многих десятилетий, велосипед являлся ценным имуществом и подлежал регистрации. На некоторых старых велосипедах до сих пор можно встретить эти номера, уже никому не нужные, так же, как и сами эти велосипеды.
велосипед, на котором ещё сохранились номера
из всего транспорта гос.номер есть только на обычном мотоцикле(желтого цвета). Остальные таблички - это реклама мотосалонов
Теперь ситуация в Китае кардинально поменялась: я изредка встречаю номера на бензиновых скутерах , обязательно - на мотоциклах, но никогда – на электроскутерах, в том числе и трёхколёсных, а также на грузовых электромотоциклах. Подобные правила действуют в Европе и Америке. В Евросоюзе, - скорость электровелосипеда ограничена 25 км/час, а в США - 32 км/час. Если мотор колесо электровелосипеда и электроскутера не разгоняет его больше обозначенного предела, всё – вы велосипедист и не больше! Кроме того, в тех же законопослушных странах разрешена эксплуатация без регистрации и прав миниэлектромобилей, если их максимальная скорость не превышает 45 км/час (статья - электромобили, не требующие прав на управление), не говоря уже за квадроциклы, электрогольфкары и прочую прогулочную технику. А ведь это скорость бензиновых скутеров, десятки тысяч которых отобрало ГАИ под предлогом повышения безопасности движения.
на грузовых электромотоциклах номеров как видите тоже нет
Ну и что: смертность на дорогах Украины по-прежнему в 2 раза превышает аналогичные показатели в Германии!
стоянка двухколёсного транспорта
Так может дело не в самих скутерах и электровелосипедах, а в отсутствии условий для их безопасной эксплуатации (читайте – велодорожек) и недостаточном правосознании жителей Украины? У нас почему-то считается, что знание правил дорожного движения нужно только водителям. А когда пешеход, извините, прёт на красный сигнал светофора, или перелезает через ограждение, чтобы пересечь скоростную трассу, - это как? Для него, значит, правила не писаны. Интересно, много ли в последнее время оштрафовали пешеходов за нарушение правил дорожного движения? Боюсь, что ни одного. В следующей статье мы расскажем, какие условия для передвижения лёгкого транспорта созданы в Китае.
Allyur, специально для ТМ «Volta bikes»
Фото автора