Идеальный прокат велосипедов за 2 гривны в час, уже работает в Китае

18.09.2017

В аэропорт Борисполь из Киева, на машине, я ехал примерно 1 час 40 минут. Расстояние - всего 42 км, 20 км из которых – загородная скоростная трасса. Первые три километра пути – по ул. Е. Телиги, а затем ул. Вадима Гетьмана, я проехал за пол часа. Тут я забеспокоился и понял, что «двигаясь в таком темпе, мы на аэродром уже не попадаем», во всяком случае, - вовремя. Я сменил маршрут и таки успел на самолёт, благодаря чему имею сейчас возможность рассказать о том, как решают транспортные проблемы в Китае. На сегодняшний день в этой стране создана идеальная, на мой взгляд, система проката велосипедов.

О китайском велопрокате я писал и раньше. Специальные усиленные модели велосипедов и автоматические парковки для проката, там успешно работают десятки лет. Но в прошлом году, в Гуанчжоу, я увидел принципиально новую модель велосипеда прокатной сети Mobike. Низкая алюминиевая рама серебристого цвета, мощные односторонние вилки, ступицы на пром.подшипниках, прочные шатуны и педали; легкосплавные обода оранжевого цвета без спиц, кардан в наглухо закрытом кожухе - вместо цепи. Для профессионального взгляда понятно, что такой велосипед – неубиваем. Впечатление довершают непробиваемые покрышки. В них нет воздуха, они цельнолитые. Для облегчения покрышек и лучшей амортизации, в их боковинах просверлено много сквозных отверстий довольно большого диаметра. На руле – вместительная корзина. На заднем колесе – кодовый, или радиоуправляемый замок. Высота седла регулируется в широких пределах. Идеальный городской велосипед!

Но этого для проката мало. Здесь важна система организации проката и особенно – количество точек проката и их дислокация.

Так вот, пунктов проката велосипедов у новых компаний «Mobike», «Ofo», «Gonbike», «Ubike» и других, в Шанхае и других крупнейших городах Китая, теперь… нет! Прокатный велосипед можно взять в любом месте: на велопарковке, на улице, в парке, возле вокзала, у станции метро, в общем - везде, где только увидите свободный велосипед. Точно так же, доехав по своим делам, его можно оставить в любом месте, прямо на тротуаре. Система проката называется «bike sharing» Я видел прокатные велосипеды на дорожках в парках, у ворот предприятий, возле учебных заведений, в общем, везде, где бывают люди. Конечно, для такой системы, нужно огромное, избыточное количество велосипедов, особенно – в Китае, ведь в Шанхае сейчас проживает более 24 млн. человек. В Пекине – более 21 млн., Гуанчжоу – более 13 млн., в Шеньчжене – более 11 млн. человек…

Знакомые хозяева велосипедных заводов в Китае, рассказали мне, что в связи с огромными заказами прокатных фирм, они не успевают производить рамы! А ведь такой системой пока охвачены только самые большие китайские города. До китайских «областных» городов, с населением 3 – 8 миллионов человек и «райцентров», с населением 1-2 миллиона человек, прокат нового формата пока ещё не добрался, но обязательно доберётся, - не в этом году, - так в следующем. Насколько выгоден этот бизнес? Я прикинул, - и вот что вышло: если оценивать стоимость одного прокатного велосипеда в 500 юаней (примерно 73 доллара), то при загрузке каждого велосипеда всего на 3 часа в течении суток (это вполне реально), он окупится за 5-6 месяцев. Прибавив операционные расходы, издержки и убытки, даже в сумме 50%, то мы выходим на 8-10 месяцев окупаемости проекта. Это очень короткий срок возврата инвестиций, особенно при крупных размерах вложений в десятки тысяч велосипедов и инфраструктуру для их обслуживания.

Очевидно, именно поэтому, самые большие экспозиции на последней веловыставке в Шанхае, были не у крупнейших производителей велосипедов со столетней историей типа «Phoenix», или гиганта - «Giant», а у прокатных фирм - стартапов, которым от роду год – два! Пожалуйста, смотрите ВИДЕО со стенда Mobike на велосипедной выставке.

Для пользования новой системой проката, нужно зарегистрироваться на сайте прокатной фирмы, а так как все номера мобильных телефонов в Китае – именные, то идентифицировать клиента, в случае необходимости, - не составляет труда. При регистрации, ничего платить и вносить какой-либо залог, как это было раньше в прокатных компаниях в Китае, - не нужно. Вот чудеса, подумал я, но поразмыслив, понял: какой смысл в залоге, если велосипеды сейчас хранятся не в стойлах автоматических прокатных парковок, а «просто неба». Если человек внёс залог, - с какой стати он будет отвечать за дальнейшую судьбу велосипеда, на котором он доехал до магазина, или покатался в парке?

Берется напрокат велосипед следующим образом: зарегистрированный пользователь фотографирует QR код на свободном велосипеде и отправляет заявку через приложение на смартфоне в прокатную фирму. В ответ он получает код для открытия замка велосипеда, либо фирма сама дистанционно разблокирует замок. Временем окончания проката, считается время, когда клиент снова закрывает замок на велосипеде. Деньги за прокат списываются со счёта пользователя. Всё просто, быстро, удобно.

 

- А если на велосипеде срезать замок? – А смысл? В прокатах используются специальные модели велосипедов: как его не перекрашивай, он, как лондонское, или нью-йоркское такси, сразу бросается в глаза (у фирм, вышедших на рынок проката с обычными моделями велосипедов, их действительно воровали). Да и зачем красть, если стоимость пользования прокатным велосипедом, внимание: 1 юань в час!

Много это или мало? Сейчас 1 юань стоит примерно 0.13 доллара США, или 3.82 гривны. Не так уж и мало? Но дело в том, что и зарплаты в Китае уже в 2-3 раза выше наших. Квалифицированные рабочие здесь получают в среднем 450 – 550 долларов в месяц. Инженеры и менеджеры в Китае зарабатывают сейчас по тысяче долларов и более. Например, рабочий день переводчика в Шанхае, стоит примерно 100 долларов. Поэтому, я бы сказал, что 1 юань, по паритету покупательной способности в Украине, соответствует примерно 1.5 – 2 гривнам.

Теперь подумайте, что бы вы выбрали: трястись несколько остановок в битком набитой маршрутке (до остановки которой, тоже нужно дойти) и возможно не в одной, а с пересадкой, заплатив при этом 4 –10 грн., или взять у своего дома прокатный велосипед за 2 гривны в час и доехать куда надо? Вот и китайцы выбирают прокатные велосипеды.

 Сейчас стоимость  проката велосипедов  в Украине -  не меньше  50 – 60 грн. в час! Я прекрасно понимаю составляющие этой огромной цены. В неё заложены:

- взятки за выделение места под пункт проката;

- аренда места  или помещения под пункт проката;

- стоимость вагончика;

- стоимость прокатных велосипедов;

- оплата труда персонала, включая затраты на ремонт техники;

- затраты на рекламу (в том числе – создание сайта, участие в выставках);

- прибыль компании;

- налоги;

- вынужденный отпуск зимой;

- непредвиденные расходы и убытки (в том числе. - регулярные кражи велосипедов);

При такой структуре расходов,  цена проката не может быть меньше. Естественно, что при  стоимости 50 грн. в час,  никто не будет брать велосипед для деловых поездок, -  добраться  общественным  транспортом  -  намного дешевле.  К тому же, велосипед нужно возвращать туда же, где взял. Да и зимой  наши велопрокаты вообще не работают.

Почему же прокатные велосипеды почти не воруют в Китае?   Первую причину я уже назвал. Это  – уникальность прокатных моделей,  Вторую причину – неуклонно повышающийся  уровень жизни, -  тоже сообщил. Третья причина – низкая  цена на велосипеды. Оптовые цены  на велосипеды  класса «Украина», в Китае – всего лишь   37 – 45 долларов.

Все три слагаемых  в совокупности, делают  бизнес прокатчиков в Китае, почти безопасным от воровства. Там,  чем дальше, - тем реже  воруют прокатные велосипеды, стоящие прямо на улицах: ну кто захочет позориться  за 2 гривны, которые обойдётся катание на протяжении одного часа?

На улицах китайских городов,   уже  встречаются  и  электровелосипеды и даже электроскутеры,  сдающиеся напрокат по системе bike sharing. Получается, их тоже не воруют, хотя электровелосипед стоит в несколько раз дороже обычного (интересно только, кто и где заряжает их аккумуляторы).

Свой велосипед (даже ворованный)  нужно где-то хранить, мыть, ремонтировать, качать колёса и клеить камеры в случае прокола. С прокатным велосипедом  – ничего этого не нужно, в том числе - таскать по этажам, загромождая коридоры и балконы своих малогабаритных квартир. Прокатный велосипед – не доставляет ни одной из этих хлопот. И всего за две гривны в час! (я считаю по паритету покупательской способности).

Bike sharing – это  идеальное решение транспортной проблемы в городах.

Китайское правительство, в этом году, отреагировало на взрывной рост bike sharing в стране, постановлением, в котором  даны поручения местным и центральным органам власти, упорядочить рынок проката и разработать типовые правила. В  итоге появятся некоторые ограничения, например, - нельзя будет оставлять прокатный велосипед где попало, а только на специальных стоянках. Но одновременно, правительство призывает оборудовать такими стоянками максимально большое количество общественных мест: остановки транспорта, торговые центры, учебные заведения, предприятия, офисные центры, государственные учреждения…

Как видим, правительство Китая поддерживает и  направляет  прокатный бизнес, способствующий решению транспортной проблемы. А что же у нас? Мы по-прежнему живём в устаревшем  автомобильном  мире: все разговоры о транспортной  инфраструктуре в Украине, сводятся к ремонтам автомобильных дорог и устройству парковок. И ни слова о велосипедах и электровелосипедах. А ведь отсутствие инфраструктуры для велосипедов и является основной причиной, тормозящей развитие двухколёсного транспорта в нашей стране.

Пожалуйста, читайте вторую часть статьи о car sharing  (прокате электромобилей) и автоматических такси.

Allyur, ТМ Volta bikes

Фото и видео автора